Программа развития
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель профсоюзного комитета __________________ И.В. Гуголько «___»__________2017 г.
М.П. |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ ДО ДЮСШ №2 __________________Е.П. Копылова «___»__________2017 г.
М.П. |
Программа принята на Педагогическом Совете МБУ ДО ДЮСШ № 2 № 3 от «27» октября 2017 г.
|
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН
НА 2017-2020 ГОДЫ
Сотавители:
Е.П. Копылова — директор
А.Е. Кочуева – заместитель директора по УВР
г. Крымск
2017 г.
Пояснительная записка
План развития представляет собой нормативный и управленческий документ и включает в себя социально-педагогический анализ состояния детско-юношеского спорта, задачи и направления развития в МБУ ДО ДЮСШ № 2 города Крымска муниципального образования Крымский район (далее ДЮСШ № 2) на ближайшую перспективу (2017 -2020 г.г.), прогноз результатов реализации проектов, их ресурсное обеспечение в современных социально-экономических условиях.
План разработан на основе анализа состояния детско-юношеского спорта, с целью определения дальнейших стратегических направлений физической культуры, спорта и здорового образа жизни детей и юношества.
План развития определяет и открывает перспективы развития ДЮСШ № 2 на период до 2020 года, совершенствования целенаправленной педагогической, методической и управленческой деятельности всех работников ДЮСШ № 2. План не противоречит Уставу учреждения, лицензии на образовательную деятельность, адаптирован к конкретным условиям ДЮСШ № 2.
Особая цель деятельности ДЮСШ № 2 видится в создании нормативно-правовых, организационно-педагогических, научно-методических условий, обеспечивающих функционирование и развитие ДЮСШ № 2 в интересах личности учащихся, в расширении сферы деятельности, основанной на социальном партнерстве с другими образовательными учреждениями муниципального образования Крымский район.
План развития рассчитан на детей с 7 до 18 лет. Срок реализации: 4 года. Сегодня дополнительное образование в науке и практике все более определенно начинает рассматриваться как неотъемлемая составная часть системы образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей в том направлении деятельности, которое ребенок выбирает сам. Важнейшим звеном в становлении и развитии детско-юношеского спорта, его базовой основой в системе образования были и остаются детско-юношеские спортивные школы.
Спортивная школа как учреждение дополнительного образования призвана решать следующие задачи:
- содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья воспитанников;
- подготовка спортсменов высокой квалификации;
- воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;
- организация и обеспечение безопасности на тренировках и различных спортивных мероприятиях;
- подготовка инструкторов и судей по спорту.
Спортивная школа осуществляет работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и физическое развитие. Необходимо отметить, что ДЮСШ № 2 привлекает учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, оказывает всестороннюю помощь образовательным учреждениям в организации методической и массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Паспорт плана
План | План развития МБУ ДО ДЮСШ № 2 города Крымска на 2017-2020 годы |
Основания для разработки плана | — Конституция Российской Федерации,
— Закон Российской Федерации «Об образовании», — Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», — Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года, — Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г. N 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». При разработке плана развития были учтены особенности социокультурной ситуации Крымского района, контингента учащихся, уровень квалификации тренеров-преподавателей дополнительного образования, материально-техническая база ДЮСШ № 2 . |
Цель плана | Создание условий, необходимых для физического развития и воспитания детей развития массовости физической культуры и спорта, согласно потребностям, склонностям, интересам, способностям учащихся, социального заказа родителей; формированию у детей культуры здорового образа жизни, духовно-нравственных качеств, мотивации к достижению высоких спортивных результатов. |
Задачи плана | — Обеспечивать доступность к занятиям физической культурой и спортом.
— Формировать стойкий интерес к занятиям по физической культуре и спорту. — Снижать уровень заболеваемости детей и подростков средствами физической культуры. — Формировать основы здорового образа жизни у детей и подростков. — Осуществлять работу по профилактике и предупреждению правонарушений и вредных привычек. — Повышать спортивное мастерство учащихся и достижение высоких спортивных результатов. — Разрабатывать методические рекомендации по проблемам формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, в помощь педагогам дополнительного образования, воспитанникам и родителям. — Совершенствовать систему повышения квалификации тренерско-преподавательского состава. — Изучать, обобщать и распространять передовой педагогический опыт тренеров-преподавателей. — Развивать и совершенствовать материально-техническую базу и спортивную базу ДЮСШ № 2 . — Повысить рост самосознания родителей по привлечению детей к занятиям физической культуры и спортом. |
Основные направления плана развития | — развитие массового детско-юношеского спорта;
— сохранность контингента учащихся и их здоровья; — привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к различным формам физкультурно- спортивной деятельности, с целью оздоровления учащихся; — развитие мотивации личности физическому самосовершенствованию, познанию и творчеству; — совершенствование материально-технической базы, кадрового, методического обеспечения физического воспитания и детско-юношеского спорта. |
Сроки реализации | 2017-2020 г.г. |
Источники финансирования | Бюджетные средства, спонсорские средства. |
Руководитель | Директор МБУ ДО ДЮСШ № 2 |
Исполнитель плана | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа № 2 города Крымска муниципального образования Крымский район |
Ожидаемые конечные результаты: | — улучшение состояния здоровья детей, подростков и учащейся молодежи;
— повышение качества организации и проведении массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и подростками; — позитивная динамика спортивных результатов, личностного роста учащихся; — работа педагогического коллектива по повышению квалификации и создание условий для самореализации и творческого профессионального роста работников; — формирование у учащихся грамотности в области культуры здоровья; — повышение эффективности организации и проведения массовой физкультурно-оздоровительной работы и спортивной работы на основе внедрения новых технологий в области физической культуры и спорта, диагностических процедур оценки уровня здоровья обучающихся, уровня физической подготовленности воспитанников; Тенденция: — улучшение состояния здоровья детей; — рост числа детей, занимающихся в ДЮСШ № 2; — рост уровня физической и спортивной подготовки учащихся; — рост спортивных достижений. |
Контроль над исполнением плана | План развития является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Его корректировка осуществляется ежегодно в соответствии с результатами анализа его выполнения, на основе решений педагогического совета ДЮСШ № 2 |
Информационно-аналитическая справка
ДЮСШ № 2 открыта в 2002 году. В настоящее время в ДЮСШ № 2 занимается по объединениям 840 человек. Ежегодно эта цифра меняется. МБУ ДО ДЮСШ № 2 (далее ОУ) имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности от 23 декабря 2015 г. №07514 регистрационный номер: серия 23Л01 №0004364, выданную Министерством образования и науки Краснодарского края, бессрочно. В учебно-тренировочном процессе используются спортивные объекты МБУ ДО ДЮСШ № 2, спортивный зал «Лидер», МБОУ СОШ № 16, МБУ ДО ДЮСШ №2, МБОУ СОШ № 58, МБОУ СОШ № 31, МБОУ СОШ № 57, МБОУ СОШ № 6, МБОУ СОШ № 9, МБОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ№ 62.
Идейный замысел плана развития в поэтапной реализации путей обновления структуры и содержания работы в ДЮСШ № 2, совершенствования учебно-тренировочного процесса, укрепления материально-технической базы
I этап (2017-2017 гг.).
Становление системы работы, определение стратегии и принципов реализации программы.
II этап (2018-2019 гг.).
Внедрение модели развития, активизация работы за счет внутренних резервов и внешних связей.
III этап (2020 гг.).
Анализ деятельности, подведение итогов, новые перспективы.
Структура программы включает две основные части:
- Анализ деятельности ДЮСШ № 2 с момента становления по настоящее время.
- Практические ориентиры — ведущие направления развития ДЮСШ № 2, представленные в основных образовательных проектах плана.
Количественный и качественный состав педагогических работников
ДЮСШ № 2
Должности | Всего работников | Из них на селе | Из них мужчин/женщин | Совместитель | Ставки | возраст | Вакансии | ||
До 30 | От 30 до 60 | Старше 60 | |||||||
Директор | 1 | 0 | 0/1 | 0 | 1,0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Методист | 2 | 0 | 0/2 | 0 | 2,5 | 0 | 1 | 1 | 0 |
Тренер-преподаватель | 19 | 8 | 17/2 | 2 | 27,33 | 4 | 12 | 3 | 0 |
Учебно-тренировочную работу в ДЮСШ № 2 осуществляют 19 тренеров-преподавателей, из них:
а) имеют высшее образование — 17 человек, среднее профессиональное – 2 человек;
б) имеют педагогический стаж работы до 3 лет – 3 человека, от 3 до 5 лет – 2 человека, от 5 до 10 лет – 5 человек, от 10 до 15 лет – 2 человека, свыше 15 лет – 7 человек.
Исходя из анализа кадрового состава, можно сделать вывод, что школа обладает достаточно квалифицированным педагогическим потенциалом и в состоянии качественно решать задачи развития школы.
Социальный заказ ДЮСШ № 2
Учреждение выполняет свою социальную роль, исходя из определенных педагогическим коллективом целей, задач, видов деятельности и требований законодательства к системе дополнительного образования спортивной направленности.
ДЮСШ № 2 функционирует на основе социального заказа государства, общества, семьи с учетом интересов и потребностей личности.
Социальный заказ государства:
— Обеспечить детей дополнительным образованием.
— Обеспечить необходимыми условиями для личностного развития детей.
— Сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения.
— Создать условия для систематических занятий спортом.
— Привлекать детей, подростков и молодежь к ведению здорового образа жизни, к занятиям спортом.
Социальный заказ семьи:
— Занять свободное время детей деятельностью, направленной на развитие их способностей, укрепление здоровья.
— Сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
— Профилактика асоциального и неадаптивного поведения детей.
Социальный заказ детей:
— Обеспечение доступности для занятий любимым видом спорта.
— Общение в группах по интересам.
— Достижение в выбранном виде спорта побед на соревнованиях различного уровня.
Социальный заказ педагогов:
— Удовлетворение профессиональных потребностей (возможность заниматься избранным видом деятельности).
— Повышение квалификации, мастерства по своему направлению.
— Удовлетворение материальных потребностей.
— Социальный заказ для учреждений дополнительного образования.
— Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи.
— Повышение уровня их физической подготовки.
— Умение работать в команде.
— Заказ на физически здорового работника.
Ожидаемые результаты:
— Сохранение и укрепление здоровья и физического развития учащихся, снижение заболеваемости.
— Высокий уровень физического развития и функционального состояния обучающихся, формирование здорового образа жизни учащихся ДЮСШ № 2.
— Физическое совершенствование выпускников школы.
— Обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий учащихся.
— Увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое профессиональное обучение.
— Устойчивость интереса к учебно-тренировочным занятиям.
— Наличие спортивного результата у учащихся.
— Совершенствование учебно-тренировочного процесса для успешного и результативного прохождения многолетнего этапа.
— Устойчивая удовлетворенность детей психологическим климатом в коллективе, условиями, содержанием, организацией деятельности и др.
— Высокий уровень социализации учащихся (социальной грамотности, активности, устойчивости).
— Высокий уровень нравственности учащихся (культура поведения и построение отношений).
— Формирование у молодого поколения гражданского патриотического мировоззрения и активной жизненной позиции.
— Повышение качества организации и проведении массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и подростками.
— Улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, способных эффективно использовать традиционные формы, средства и методы, развивать и создавать новые.
— Повышение уровня обеспеченности учащихся спортивным инвентарем и оборудованием, физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями.
— Снижение уровня безнадзорности и профилактика правонарушений.
Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика
учебно-тренировочного процесса
ДЮСШ № 2 выполняет функции программно-методического, информационного и организационного обеспечения учебно-тренировочного процесса в системе дополнительного образования, а именно:
— физическая и спортивная подготовка учащихся — детей, подростков и молодежи;
— формирование общей культуры учащихся;
— организация работы по выявлению и поддержке одаренных и талантливых спортсменов среди детей и подростков, а так же создание условий для спортивного совершенствования перспективных учащихся для достижения высоких спортивных результатов;
— создание условий личностного, интеллектуального и физического развития, профессионального самоопределения, организация качественного содержательного досуга детей и подростков;
— организация разработки содержания, методики и новых образовательных технологий для учащихся по физкультурно-спортивной направленности;
— осуществление методической деятельности, направленной на повышение квалификации педагогических работников ДЮСШ № 2;
— разработка учебно-методических материалов, дополнительных образовательных программ, пособий по физкультурно-спортивному профилю и их внедрение в практическую работу ДЮСШ № 2;
— обеспечение техники безопасности при проведении учебных занятий и различных мероприятий;
— организация и проведение спортивно-массовых мероприятий.
Комплектование в ДЮСШ № 2 производится ежегодно: начинается в июне и заканчивается 31 августа текущего года. В ДЮСШ № 2 принимаются дети, допущенные к занятиям врачом; в соответствии с возрастом и программными требованиями.
В ДЮСШ № 2 принимаются дети в возрасте от 7 до 18 лет, изъявившие желание заниматься дополнительным образованием по образовательным программам физкультурно-спортивной направленности. Обучение детей и подростков в ДЮСШ № 2 бесплатное, запись происходит по желанию одного из родителей ребенка, поэтому контингент детей очень разнообразен.
Тренеры-преподаватели обучают детей разного интеллектуального и физического уровня, здоровых и ослабленных, используя индивидуальный подход к каждому ребенку.
Содержание деятельности ДЮСШ № 2 обеспечивает условия для самосовершенствования личности, творческого развития, формирования здорового образа жизни, развития физических, интеллектуальных и нравственных качеств, достижения спортивных успехов сообразно способностям.
ДЮСШ № 2 организует работу с учащимися в течение календарного года. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа.
Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта проводятся в соответствии с годовым учебным планом.
Учебно-тренировочные занятия в спортивной школе проводятся по дополнительным общеразвивающим программам, предпрофессиональным программам и программам спортивной подготовки, принимаемым и реализуемым ДЮСШ № 2 самостоятельно с учетом запросов учащихся, потребностей семьи, социально-экономических условий и национально-культурных традиций.
Определение уровня освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ проводится по мониторингу образовательных и воспитательных результатов.
Перевод учащихся по годам обучения на всех этапах многолетней подготовки осуществляется при условии положительной динамики спортивных показателей и освоении программы соответствующего года и этапа подготовки и основан на выполнении контрольно-переводных нормативов в начале и конце учебного года.
Отдельные спортсмены, не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего года обучения, но выполнившие нормативные требования по уровню спортивной подготовки, могут переводиться досрочно (в том числе и в течение учебного года) в группы, соответствующие уровню спортивной подготовки учащихся. При этом они осваивают программу и сдают нормативы по общей физической и специальной физической подготовке в соответствии с их возрастом (по индивидуальному плану).
Досрочный перевод таких учащихся осуществляется приказом директора по ДЮСШ № 2 на основании решения педагогического совета школы при персональном разрешении врача.
Продолжительность обучения согласно образовательным программам ДЮСШ № 2 составляет от одного года и более и зависит от времени поступления детей. Обучение ведется в течение всего учебного года, а также может проводиться в каникулярное время. Расписание тренировочных занятий составляется администрацией ДЮСШ № 2 по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях, пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Теоретические и тематические занятия направлены на приобретение детьми знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у учащихся сознания и убеждённости в необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом.
Максимальный режим учебно-тренировочной работы в неделю:
1) по дополнительным общеразвивающим программам – 6 часов в неделю;
2) по дополнительным предпрофессиональным программам:
Виды спорта бокс, спортивная борьба, тхэквондо:
— в группах начальной подготовки 1-го года обучения – 6 часов;
— в группах начальной подготовки 2 и 3-го годов обучения – 9 часов;
— в группах тренировочного этапа 1 и 2 – годов обучения – 12 часов;
— в группах тренировочного этапа 3,4 и 5 годов обучения – 15 часов.
3) программе по спортивной подготовки
Вид спорта хоккей на траве:
— в группах начальной подготовки 1-го года обучения – 6 часов;
— в группах начальной подготовки 2 и 3-го годов обучения – 7 часов;
— в группах тренировочных 1 и 2 – годов обучения – 9 часов;
— в группах тренировочных 3,4,5 – годов обучения – 12 часов.
Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода задач и подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанным режимом работы, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%.
Максимальная продолжительность одного занятия зависит от этапа спортивной подготовки.
Учебные группы всех отделений закрепляются за тренерами-преподавателями на весь период обучения.
Основными формами организации учебно-тренировочного и образовательного процесса являются:
— учебно-тренировочные занятия,
— теоретические и тематические занятия,
— медико-восстановительные мероприятия, медицинский контроль,
— работа по индивидуальным планам;
— тестирование и методический контроль;
— участие в соревнованиях, встречах;
— участие в учебно-тренировочных сборах в условиях спортивно-оздоровительного лагеря;
— судейская и инструкторская практика.
Учебные нагрузки учащихся устанавливаются в соответствии с нормами предельно допустимых нагрузок, определенных рекомендациями органов здравоохранения.
Подготовка учащихся в спортивной школе предполагает длительный и многолетний период.
На протяжении всего периода обучения в спортивной школе учащиеся проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.
Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
— постепенный переход от обучения приема и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических возможностей;
— переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным;
— увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
— увеличение объема тренировочных нагрузок;
— повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных спортсменов.
Каждый тренер-преподаватель ставит определенные цели для своих учащихся на этапах подготовки и планирует, кто из учащихся и в какие сроки может показать определенный результат и выполнит спортивный разряд.
Присвоение разрядов производится на основании спортивных результатов, отвечающих Единой Всероссийской квалификации по видам спорта.
Особенности этапов обучения в ДЮСШ № 2
Этап спортивно-оздоровительной подготовки
Срок реализации — 1-8 лет;
Минимальная наполняемость группы – 15 человек;
Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки в неделю – 6 часов.
Основные задачи:
- укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей;
- формирование стойкого интереса к занятиям спортом вообще;
- овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники
подвижных игр;
- воспитание трудолюбия;
- развитие и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на быстроту, ловкость и гибкость);
- достижение физического совершенствования, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых для подготовки к общественно полезной деятельности;
- отбор перспективных детей и молодежи для дальнейших занятий избранным видом спорта.
Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах 7-18 лет.
Этап начальной подготовки
Срок реализации — 3 года;
Минимальная наполняемость группы – 15 человек;
Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки в неделю – первый год обучения — 6 часов, второй, третий годы обучения – 9 часов.
Основные задачи:
- вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по избранным видам спорта, направленную на гармоническое развитие физических качеств;
- общая физическая подготовка и изучение базовой техники избранного вида спорта, волевых и морально-этических качеств личности;
- формирование потребности к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.
На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, достигшие 9-летнего (тхэквондо, хоккей на траве), 10-летнего (бокс, спортивная борьба) возраста.
Тренировочный этап подготовки
Срок реализации — 5 лет;
Минимальная наполняемость группы – на первом и втором годах обучения – 10 человек, третий, четвертый и пятый – 6 человек;
Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки в неделю – первый, второй года обучения — 12 часов (бокс, тхэквондо, спортивная борьба), хоккей на траве – 9 часов; третий, четвертый, пятый года обучения – 15 часов (бокс, тхэквондо, спортивная борьба), хоккей на траве – 12 часов.
Основные задачи:
- состояние здоровья, дальнейшее развитие физических качеств;
- функциональная подготовленность;
- совершенствование технико-тактического арсенала;
- воспитание специальных психических качеств и приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов;
- формирование специальной физической и технико-тактической подготовки;
- активная соревновательная деятельность;
- выполнение спортивных разрядов.
На тренировочный этап подготовки зачисляются только здоровые спортсмены, прошедшие не более одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.
Это этап углубленной профессионально ориентированной программы. Из числа занимающихся учебно- тренировочного этапа формируются команды для подготовки к соревнованиям различного уровня.
На этой ступени большое внимание уделяется инструкторской и судейской практике. Для осуществления диагностики развития учащихся предусмотрены контрольные нормативы, которые и являются переводными. Тестирование проводится дважды в год (август, май). Учащиеся в группах проходят тестирование не только по общефизической подготовке, но и выполняют специальные упражнения или комбинации технических элементов в соответствии со специализацией и программам по видам спорта.
- Проблемно-ориентированный анализ состояния ДЮСШ № 2
Проблемно-ориентированный анализ, проведенный в школе выявил ряд ключевых проблем, которые необходимо решать при переводе ее в новое состояние в разрезе программы развития на 2017-2020 гг.
Определение проблем рассматривалось в контексте стратегического планирования как разрывов между достигнутыми результатами школы и требуемыми, желаемыми в будущем. Выявление значимых для школы проблем происходило посредством процедуры экспертной оценки и группового обсуждения, в которых приняли участие тренеры-преподаватели и администрация ДЮСШ № 2.
В последние годы произошли позитивные сдвиги в развитии детско-юношеского спорта, но изменившиеся социально-экономические условия осложняют работу ДЮСШ № 2. Проблем много: отсутствие достаточной материально-технической базы, программно-методического, кадрового, финансового обеспечения.
Эти проблемы должны решаться не только конкретным учреждением, но и совместными усилиями всех заинтересованных организаций, ведомств, муниципальных образований. Для этого необходимо:
— сотрудничать с управлением образования администрации муниципального образования Крымский район, управлением по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Крымский район, отделом по делам молодежи администрации муниципального образования Крымский район, с образовательными учреждениями разного уровня, в том числе со спортивными школами;
— повышать профессиональное мастерство педагогических работников;
— создавать и в дальнейшем совершенствовать систему методического и педагогического обеспечения;
— развивать и совершенствовать материально-техническую базу ДЮСШ № 2.
Проблема | Причины возникновения | Решение проблемы | |
1 | Кадровое обеспечение | Нехватка квалифицированных специалистов | Сотрудничество с профильными ВУЗами |
2 | Материально- техническое обеспечение | 1. Недостаточная оснащенность мультимедиа и компьютерной техники.
2. Недостаточность средств на приобретение спортивного оборудования. |
1.Привлечение бюджетных средств. 2.Привлечение спонсорских средств. |
Задача – сохранить все, что накоплено в сфере детско-юношеского спорта, проанализировать реальную ситуацию, определить оптимальную образовательную политику, обогатить, развить, «осовременить» и наполнить её новым содержанием.
Кроме того, сегодня все еще остается острой проблема состояния здоровья населения и подростков в частности. Среди детей и подростков сформировались устойчивые негативные тенденции: увеличилось количество подростков и молодежи, злоупотребляющих алкоголем и курением. Наблюдается снижение уровня физической подготовленности молодых людей, отсутствие потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом. Увеличился рост заболеваемости подростков по всем классам заболеваний, остается высокая доля учащихся и студенческой молодежи, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, вызывает как фактор национальной безопасности состояние здоровья призывников.
Особое место в системе развития физической культуры и спорта в Крымском районе принадлежит спортивным школам, подростковым клубам и объединениям. Установка в работе ДЮСШ направлена на разностороннее развитие личности, здоровьесберегающие технологии, овладение учащимися основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно- оздоровительную и спортивную деятельность. А также формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер учащихся, их эстетических представлений и потребностей.
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Концепция развития спортивной школы
Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает занятиями все возрастные группы населения.
От того, как развита инфраструктура физической культуры и спорта зависит здоровье населения, его молодого поколения, проведение досуга, а также достижение успехов нашего спорта на мировой арене.
Для укрепления здоровья, подготовки спортивного резерва и проведения досуга в Российской Федерации созданы различные организации и учреждения, одними из них являются спортивные школы, клубы физической подготовки, различного типа и ведомственной принадлежности.
Система дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, как один из институтов детства, созданный и существующий для детей и взрослых, их обучения, воспитания и развития – является важнейшим звеном непрерывного образовательного процесса.
Сегодня к учреждениям дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности особо пристальное внимание. Они являются не только резервом большого спорта, его золотым фондом, но и надежной базой развития массового спорта, формирования здорового образа жизни, а также разностороннего развития личности ребенка.
Деятельность ДЮСШ № 2 направлена на:
— обеспечение детей качественным дополнительным образованием физкультурно-спортивной направленности;
— всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья детей;
— приобретение теоретических знаний и практических навыков в области спорта, гигиены и самоконтроля;
— формирование личностно-нравственных, моральных и волевых качеств.
Направления деятельности ДЮСШ № 2
Всего в программе развития 9 проектов (моделей развития):
- «Физическое развитие детей для укрепления здоровья».
- «Здоровый образ жизни».
- «Развитие личности в спортивной школе»
- «Воспитательная работа: соревнования, беседы, каникулы».
- «Работа с родителями в спортивной школе».
- «Социальное партнерство ДЮСШ»
- «Методическая служба «школа-ДЮСШ»
- «Кадровое обеспечение».
- «Материально-техническая база школы».
Основные идеи развития спортивной школы
Ключевая идея развития школы: создание такой модели обучения, которая позволила бы решить вопросы массового развития детского спорта, воспитания целенаправленного человека с высоким самосознанием, морально-волевыми качествами, психологически стойкой к условиям тренировок и спортивной борьбы.
Вспомогательные идеи:
Развитие многофункционального методического кабинета с необходимым мультимедийным и компьютерным оборудованием для улучшения качества образовательного процесса.
- Приобретение методической литературы.
- Оснащение учебно-тренировочного процесса необходимым спортивным оборудованием и инвентарём.
Основные принципы, с помощью которых будет реализована программа
Процесс обучения в ДЮСШ№ 2 строится с учетом интересов и потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, влияющих на формы и методы преподавания и обучения и предполагающих взаимодействие личностей тренера-преподавателя и занимающегося, основанное на следующих принципах:
Принцип комплексности – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Принцип преемственности – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.
Принцип сотрудничества – предполагает создание условий для определения общих целей тренеров-преподавателей и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и сотрудничества.
Принцип целостности – предполагает организации образовательного процесса, отбор его содержания и средств таким образом, чтобы они были «сообразны» цели, находились в зависимости от нее, были в соответствии с поставленными задачами.
Принцип вариативности – предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направляемых на решение определенной педагогической задачи.
Принцип гуманизма – в центре внимания тренера-преподавателя и учреждения – личность ребенка, который стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыт для восприятия нового опыта, имеет право и способен на собственный выбор в различных жизненных ситуациях, может получить защиту и поддержку.
Принцип личностно-ориентированного подхода – выражается в уважении уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношение к ребенку как к субъекту собственного развития, опора в воспитании на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующей личности, нацеливает педагога на изучение личности ребенка и организацию образовательного процесса на основе интересов и пожеланий детей.
Принцип индивидуализации – предполагает, что содержание обучения должно обеспечить учет особенностей каждого обучаемого и создание условий для индивидуального развития.
Принцип дифференциации – предполагает выстраивание учебно-тренировочного процесса на основе понимания качеств личности ребенка или группы детей, их возраста, степени подготовленности. Важнейшим принципом является добровольный выбор ребенком вида деятельности, педагога по интересам в соответствии со своими желаниями и потребностями, создание ситуации успеха для каждого.
«Модель» выпускника ДЮСШ № 2
Модель выпускника ДЮСШ № 2 подразумевает предполагаемый результат совместной деятельности учреждения и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник спортивной школы.
Основу модели выпускника ДЮСШ № 2 составляет система отношений личности к таким ценностям, как: Человек, Труд, Общество, Знание, Искусство, Природа, Здоровье, Мир.
Данная система отношений имеет следующие ориентиры:
— Личность воспитанника выполняет интегрирующую роль в ДЮСШ № 2 (всестороннее развитие, выявление способностей и одаренностей, их развитие);
— Личность выпускника является основой для разработки целевых программ, проектов, с учетом воспитательно-образовательного процесса ДЮСШ № 2;
Модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, отражающая результативность образовательно-воспитательной среды. Модель выпускника складывается из описания пяти основных потенциалов личности ребенка: духовного, познавательного, нравственного (ценностного), коммуникативного, физического.
Схематично модель выпускника выглядит следующим образом:
— Подготовка: знания, умения, навыки, сформированные согласно избранному виду спорта.
— Знания: теоретических основ по физическому воспитанию.
— Умения: предвидеть конечный результат своей деятельности; адекватно оценивать свою деятельность; работа в нерегламентированном режиме; оперативно принимать ответственные решения.
— Качества: способность к самосовершенствованию; инициативность; мобильность; коммуникативность; ответственность; креативность (оригинальность мышления); универсализм.
— Опыт (по виду подготовки): участие в соревнованиях различного уровня; исполнение какого-либо должностного заведования; участие в работе секции. Прогнозируемый результат: профессиональное самоопределение; поступление в школу олимпийского резерва, в ВУЗы.
ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА РАЗВИТИЯ
Планируемые действия по созданию необходимых ресурсов
Цель: Развитие образовательной системы школы, обеспечение физического, психологического и социального благополучия учащихся на основе целевого и эффективного использования всех имеющихся ресурсов.
- Научно – методические
Популяризация массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения среди всех возрастных групп и категорий. | Проведение тренерского совета. Разработка методических рекомендаций для тренеров- преподавателей по внедрению спорта в массы. |
Создание условий для формирования духовно-богатой, физически здоровой, социально- активной творческой личности ребенка. | Проведение семинаров, тренерских советов, консультаций. Разработка и адаптация образовательных программ по видам спорта. Разработка методических рекомендаций для тренеров-преподавателей. |
Снижение уровня заболеваемости детей и подростков, формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. | Проведение семинаров, консультаций. Разработка программ и методических рекомендаций по пропаганде здорового образа жизни. Разработка и внедрение программ по снижению уровня заболеваемости детей. |
Совершенствование профессионально- педагогического мастерства | Консультации, методические разработки и рекомендации тренерам-преподавателям о повышении своей квалификации. Составление плана-графика курсовой подготовки спортивных педагогов |
- Информационные Нормативно-правовые
Тематические публикации в СМИ, постоянное обновление школьного сайта. | Учебные планы. Дополнительные образовательные программы по видам спорта. Положения спортивно-массовых соревнований и мероприятий. |
Пропаганда занятий физической культурой и спортом. | Положения о соревнованиях. Создание проектов (моделей развития), по которым функционирует школа. |
Пропаганда здорового образа жизни. Разработка плакатов, буклетов, памяток по пропаганде здорового образа жизни. | Положения о мероприятиях |
Наглядная агитация по повышению квалификации | Положения о курсах повышения квалификации |
- Материально – технические Финансовые
Приобретение спортивного инвентаря. Приобретение оргтехники. Приобретение информационно-методической продукции. | Бюджет |
Приобретение спортинвентаря Содержание всех помещений. Приобретение информационно-методической литературы. | Спонсорские |
Приобретение спортивного инвентаря, тренажеров. Стендов по пропаганде здорового образа жизни. Приобретение информационно-методической продукции. | Привлеченные средства |
Программа курсов. Приобретение методической литературы. Расширение компьютерной техникой и сетью Интернет. |
- Кадровые Ответственный
Увеличение числа штатных работников, повышение их квалификации. Подготовка педагогических и руководящих работников | Администрация, тренеры-преподаватели |
Администрация, тренеры-преподаватели
Повышение квалификации тренеров-преподавателей |
Заместитель директора по УВР |
Увеличение числа аттестованных тренеров-преподавателей | Заместитель директора по УВР |
Создание условий по реализации плана развития
Проект «Здоровый образ жизни»
Здоровье народа – одно из основных богатств государства, одно из важнейших условий нормальной, полноценной, активной жизни и деятельности граждан.
Целью данного проекта является расширение возможностей для детей Крымского района систематическими занятиями физической культурой и спортом, а также оздоровление всех учащихся школы.
Задачи:
— формирование понятия о здоровом образе жизни;
— расширение возможностей для детей поселка и района систематическими занятиями физической культурой и спортом.
Решаются эти задачи за счет расширения сети групп начальной подготовки, спортивно-оздоровительных групп.
На этих этапах многолетней спортивной подготовки происходит формирование у занимающихся стойкого интереса к систематическим занятиям, обучение основным двигательным навыкам, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств, профилактика вредных привычек и правонарушений.
Далее учащиеся переводятся на тренировочный этап, где их готовят к выполнению объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимых для достижения высоких спортивных результатов.
Современный этап физкультурного движения характеризуется увеличением внимания к роли физической культуры и спорта в оздоровлении населения, снижении заболеваемости, организации активного отдыха.
Занятия физической культурой могут решать задачи профилактики заболеваний, обеспечить физическое благополучие. Физические упражнения частично могут решить проблемы и психологического благополучия человека, так как выполнение физических упражнений снимает активность со всех клеток мозга, кроме тех, которые отвечают за выполнение физических упражнений.
Но главная задача физической культуры – физическое благополучие, то есть профилактика основных видов заболеваний.
Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального развития человека.
Достигнуть физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений. Спорт, физические упражнения должны быть неотъемлемыми составляющими образа жизни.
В настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. В условиях нашего района со стороны ДЮСШ № 2 в отношении подрастающего поколения должна вестись активная наступательная пропаганда здорового образа жизни. Обеспечение здоровья детей и подростков путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний является пассивным методом, не всегда и не в полной мере отвечающим современным представлениям о повышении и сохранении высокого уровня здоровья.
Реализация этого проекта позволит провести необходимую информационно-образовательную работу по формированию привлекательности имиджа здорового образа жизни среди детей и подростков.
Здоровье ребенка, его психическое и физическое развитие, социальная адаптация в значительной степени определяются условиями жизни ребенка в микросреде (семья, школа).
Целенаправленная здоровьесберегающая деятельность в ДЮСШ № 2 осуществляется по следующим направлениям:
- Обеспечение соответствия организации учебно-воспитательного процесса санитарно-гигиеническим требованиям и техники безопасности;
- Строгое соблюдение режима тренировок, нормативов учебно-тренировочной нагрузки;
- Обеспечение благоприятного психологического климата в детском коллективе, в спортивной школе;
- Использование разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности обучающихся;
- Обеспечение полноценного отдыха и условий для восстановления спортсменов после соревнований;
- Осуществление врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся; 7. Формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни;
- Проведение мероприятий физкультурно-спортивной направленности; расширение социальных контактов с заинтересованными организациями и учреждениями.
Сохранение физического здоровья учащихся обеспечивается посредством развития всей системы физкультурно-оздоровительной, спортивной работы в ДЮСШ № 2, создания рациональных условий организации учебно-воспитательного процесса; сохранение психологического здоровья – созданием психологического комфорта обучающихся, атмосферы доброжелательности для каждого ребенка, благоприятным социально-психологическим климатом в учебных группах и в школе.
Мероприятия:
- Беседы о здоровом образе жизни, цикл бесед о ЗОЖ.
- Дни Здоровья.
- Веселые старты – спортивные мероприятия между секциями.
- Психологические тренинги-игры для саморегуляции личности в ситуации стресса и сохранения психологического здоровья человека.
- Цикл лекций «О правильном и здоровом питании».
- Первенство школы по культивируемым видам спорта.
- «Своя игра» — вопросы по ЗОЖ.
- Работа с трудными детьми и неблагополучными семьями. Родительские собрания на темы ЗОЖ.
Проект «Развитие личности в спортивной школе»
Тема развития личности в современных условиях актуальна для дополнительного образования. Развитие личности является приоритетным направлением работы педагогов.
Целью данного проекта является создание условий для самореализации личности, достижении успехов в том или ином виде спорта.
Задачи:
— проведение исследований по изучению запросов и потребностей детей;
— изучение личности воспитанников, проникновение в психологию;
— медико – психолого-педагогическое сопровождение;
— врачебный контроль за учащимися.
Формирование личности учащихся ДЮСШ № 2 происходит в процессе активной деятельности в учебно-тренировочном, воспитательном, развивающем процессе через взаимодействие друг с другом, командой и социумом.
Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.
Посредством спорта реализуется принцип современной жизни – «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств – честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет юному спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Придя в спортивную школу, секцию юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив. И ребенок начинает осваивать новые социальные роли. Ценностный потенциал спорта позволяет решать ряд воспитательных задач.
Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.
Проект «Воспитательная работа: беседы, соревнования, каникулы»
Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм тренера-преподавателя способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Воспитательной работе уделяется огромное внимание, так как наши учащиеся – это будущее нашей страны. Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
Воспитательная работа на занятиях:
— развитие качеств личности, таких как целеустремленность, дисциплинированность, волевая саморегуляция, трудолюбие, настойчивость, правдивость, честность, самокритичность, требовательность к себе, общительность, отзывчивость, дружелюбие, чувство собственного достоинства;
— развитие приемов и способов самопознания:
— самонаблюдения (фиксация самочувствия, настроения, активности, желания тренироваться);
— самоанализа (определение ошибок, выявление причины, постановка корректирующей цели).
Воспитательная работа на учебно-тренировочных сборах:
— развитие коммуникативных качеств: эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение выстраивать конструктивные отношения;
— оптимизация межличностных отношений;
— сплочение команды.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер-преподаватель формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
— личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;
— высокая организация учебно-тренировочного процесса;
— дружный коллектив;
— система морального стимулирования;
— атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества.
Основные воспитательные мероприятия:
-торжественный прием вновь поступивших в школу;
-проводы выпускников;
-просмотр соревнований и их обсуждение;
— регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
-проведение тематических праздников;
-встречи со спортсменами края;
-экскурсии, культпоходы в музей и на выставки;
-тематические беседы;
-трудовые сборы и субботники;
-оформление стендов, сайта.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Перед соревнованиями необходимо настраивать не только на достижение победы, но и на проявление морально-волевых качеств.
Наблюдая за особенностями поведения и высказывания учащихся, тренер-преподаватель может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств. В спорте заложены огромные возможности для самовоспитания, самосовершенствования, самоопределения.
Участие в спортивных соревнованиях дает возможность человеку испытать самоудовлетворение при победе над своим соперником, достигнутой в процессе длительной подготовки, самоотверженного труда, огромными волевыми усилиями; возможность сравнить свои способности со способностями других людей, а также с теми способностями, которыми он сам располагал ранее. К тому же постоянно закладывается правильное отношение к состоянию своего организма, формируется положительная мотивация по соблюдению здорового образа жизни.
В каникулярное время нами планируется организовать учебно-тренировочные сборы; школу общения, в которой с занимающимися будут проводить психологические тренинги; школу здорового образа жизни. Воспитательная значимость спорта неоспорима. Именно спорт учит уважать решения невзирая на то, насколько они справедливы, именно потому, что они принимаются теми авторитетами в спорте – судьями, на которых и возложено принимать эти решения. Кроме этого, спорт является моделью социальных отношений, так как учит допускать противодействие и соперничество.
Одновременно человек учится признавать законность результата, даже если его этот результат не удовлетворяет. Спорт реализует богатые возможности для приобщения человека к миру прекрасного, для развития у него эстетических способностей во всем многообразии их проявлений: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное – до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности.
Он же формирует личность в процессе наблюдения за спортивным зрелищем, обладающим эстетическими качествами, а также во время занятий спортом и связанным с этим не только созерцанием эстетических ценностей, но и активном, творческом участии в разнообразных формах деятельности по их сознанию.
Эстетический потенциал спорта как таковой нисколько не ступает другим элементам культуры, включая искусство. Таким образом, нравственность в спорте представлена многообразием всех своих компонентов – нравственным сознанием, нравственными отношениями и нравственным поведением.
Благодаря этому мы имеем возможность наблюдать различные проявления таких важнейших нравственных ценностей, как добро, справедливость, долг, честность и др.
Проект «Работа с родителями в спортивной школе»
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности коллектива ДЮСШ № 2.
Взаимодействие позволяет тренеру-преподавателю полнее раскрыть способности детей, шире использовать их творческий потенциал, объединить воспитательные усилия на целевой интегрированной основе. Взаимодействие ДЮСШ № 2 с семьей, детскими и юношескими общественными организациями – одно из направлений деятельности школы по созданию единого воспитательного пространства с целью воспитания активной, творческой личности.
Воспитательная система в ДЮСШ № 2 имеет большие возможности в содействии всестороннему развитию личности ребенка, поскольку эта система обладает такими свойствами как открытость, вариативность, гибкость, доступность, динамичность, постоянное развитие, психологическая комфортность.
В ДЮСШ № 2 созданы условия, в которых личный и творческий потенциал ребенка получает возможность развития.
Целью проекта является взаимодействие школы и семьи; установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Семья признается равноценным партнером ДЮСШ № 2 в деле развития ребенка. Одна из задач деятельности ДЮСШ № 2 – это установление партнерских отношений с родителями ради успешности конкретного ребенка.
В настоящее время, когда дополнительное образование может и должно стать базой для формирования нравственного образа жизни семьи большое внимание уделяется свободному, творческому развитию личности, на основе свободного выбора.
Помимо традиционных мероприятий – лекций, бесед, консультаций, посещения учебных занятий нами предполагается проведение совместных мероприятий: праздников, встреч, экскурсий, походов, а также мероприятий, направленных на наиболее полное выяснение и удовлетворение запросов родителей, детей, на повышение уровня педагогической культуры.
Регулярно проводятся индивидуальные беседы с родителями, оказывается консультативная помощь (по вопросам воспитания, учебно-тренировочному процессу).
Во всех отделениях планируется создать родительские комитеты, которые помогут в организации учебно-тренировочного процесса:
— приобретение спортивного инвентаря;
— сопровождение детей на соревнования и учебно-тренировочные сборы;
— организация и участие в школьных мероприятиях (праздники, походы, экскурсии).
Регулярно родители приглашаются на просмотр соревнований, учебно-тренировочных занятий, открытых занятий.
Для многих тренеров-преподавателей сотрудничество с родителями – это реальная необходимость. Родители могут выехать на соревнования в другие села и города для оказания помощи тренеру.
Работа с родителями внутри ДЮСШ № 2 переносится на уровень создания единого воспитательного пространства района. Это проявляется в установлении как опосредованных, так и непосредственных контактов.
Коллектив ДЮСШ № 2 понимает, что именно родители могут сыграть активную роль, как в создании общественной поддержки, финансовой поддержки образовательно-воспитательной деятельности учреждения. А самое главное то, что именно родители заинтересованы в качественном образовании детей, готовы принимать активное участие в деле обучения и воспитания.
Проект «Социальное партнерство ДЮСШ № 2»
Социальная активность образовательного учреждения является тем видом деятельности, к которому ДЮСШ № 2 предназначена изначально. Поэтому целью данного проекта является расширение партнерских связей с муниципальными учреждениями, спортивными школами других районов, клубами, объединениями, ВУЗами.
Развитие социально-педагогической деятельности в социуме, используя кадровый потенциал и взаимодействуя с заинтересованными ведомствами и общественными организациями – одно из главных направлений в деятельности ДЮСШ № 2. В связи с этим проводится работа по расширению и реконструкции взаимодействия спортивной школы в объемах, позволяющих удовлетворить образовательные и досуговые потребности детей, молодежи, родителей, общества.
Наше учреждение сотрудничает с:
- Управление образования администрации МО Крымский район
- Управление по физической культуре и спорту администрации МО Крымский район
- Отдел по делам молодежи администрации МО Крымский район
- МБАУ ДО ДЮСШ № 1 города Крымска
- МБУ спортивная школа Олимпийского резерва «Ровесник»
- МБУ «Спортивная школа «Урожай»
ДЮСШ № 2 является важным фактором, объединяющим разные по характеру и сфере деятельности структуры в деле приобщения молодежи к занятиям физической культурой и спортом, пропаганде здорового образа жизни и положительно влияет на достижение обучающимися ДЮСШ № 2 высоких спортивных результатов.
Проект «Психолого-педагогическое сопровождение в спортивной школе»
Система психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки
- Проведение психодиагностики и подготовка объективной информации об особенностях личности и внутренних «ресурсах» человека.
- Разработка индивидуальных программ:
— психологической подготовки к ответственным соревнованиям;
— коррекции неблагоприятных состояний.
- Обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др., в том числе с использованием специальных компьютерных программ.
- Подбор тематической информации по значимым для спортсмена вопросам спортивной психологии, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития.
5.Консультирование (очное или заочное): — по вопросам спортивной психологии — по широкому кругу житейских, общечеловеческих и др. не спортивных вопросов.
- На соревновательном этапе:
— «предстартовая» психологическая подготовка;
— психологическая поддержка во время проведения соревнований;
— совместный со спортсменом и тренером анализ полученного опыта побед и поражений после соревнований.
- Решение конфликтных ситуаций, возникающих на уровне:
-«спортсмен – спортсмен»;
— «спортсмен – команда»;
— «спортсмен – тренер».
Прогнозирование спортивного результата на основе анализа ретроспективы индивидуальных рекордов.
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создание общей психической подготовленности к соревнованиям.
В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:
-в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психологопедагогических воздействий, связанные с развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, развитием волевых качеств;
-в соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и к состязаниям;
-в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервнопсихического восстановления организма.
В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.
Проект «Методическая служба «школа-ДЮСШ № 2»
Организация научно-методической работы является одним из важнейших направлений в программе развития ДЮСШ № 2.
Целью проекта является создание модели методической службы «школа- ДЮСШ № 2»
Задачи:
— создание дополнительных образовательных программ по видам спорта;
-диагностика качества обучения, творческой и аналитической деятельности педагога;
-оказание методической помощи тренерам-преподавателям в проведении занятий;
-помощь педагогам в подготовке аттестации;
-активизация работы по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
-внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Методическая работа направлена на совершенствование образовательного процесса, программ содержания, форм и методов деятельности секций, профессионального мастерства педагогических работников, оказание помощи педагогам, как своего учреждения, так и других.
Основное назначение методической работы на современном этапе непосредственно связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей.
Для этого необходимо:
— обеспечение тренеров-преподавателей программами по видам спорта.
— удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников.
— выявление, оформление и сопровождение педагогического опыта.
— включение педагогов, тренеров-преподавателей в различные виды деятельности по повышению уровня профессиональной подготовки и формированию у них потребности непрерывного профессионального самосовершенствования.
Направления методической работы:
— информационно-организационное методическое обеспечение системы ДЮСШ № 2;
— повышение квалификации педагогических кадров;
— создание условий для роста педагогического и методического мастерства тренеров-преподавателей;
— качественная реализация программ дополнительного образования;
— координация работы методического объединения тренеров-преподавателей ДЮСШ № 2;
— пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения учащихся;
— консультации специалистов;
— организация совещаний, семинаров, курсов повышения квалификации;
— анализ педагогической практики, выявление проблем, нахождение путей их решения;
— изучение, систематизация, обобщение и распространение педагогического опыта.
Методическое обеспечение как процесс интегрирует в себе такие виды методической деятельности, как методическое руководство, методическая помощь, создание методической продукции, методическое обучение. Методическое обеспечение образовательного процесса в ДЮСШ № 2 – это система взаимодействия методиста с педагогическими кадрами (тренерами-преподавателями, зам. директора по УВР) внутри и вне своего учреждения, включая:
— методическое оснащение (программами, методическими разработками, дидактическими пособиями);
— внедрение в практику более эффективных методик, технологий;
— систему информирования, просвещения и обучения кадров;
— совместный анализ качества деятельности и ее результатов. Предполагаемые результаты:
— становление системы методической работы в ДЮСШ № 2;
— создание информационно-методической базы образовательного процесса;
-совершенствование воспитательной работы;
-повышение профессионализма педагогических кадров
Методическая работа на данном этапе развития учреждения направлена на подготовку документации к проведению внешней экспертизы ДЮСШ № 2.
Проект «Кадровое обеспечение»
Кадровый потенциал – это механизм реализации всех поставленных целей и задач, изменений в деятельности учреждения дополнительного образования.
Только сплоченный коллектив единомышленников способен эффективно выполнить все намеченные планы, поэтому системе работы с педагогическими кадрами в ДЮСШ № 2 уделяется большое внимание.
Целью данного проекта является совершенствование системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки, аттестации физкультурно — спортивных кадров ДЮСШ № 2, подготовка спортивного резерва.
Задачи:
-обеспечение ДЮСШ № 2 тренерами-преподавателями высокой квалификации; -повышение квалификации тренерского состава;
-поддержка молодых специалистов;
-создание системы поощрений работникам, добивающихся значительных результатов.
Работа по повышению педагогического мастерства и качества преподавания отдельных видов спорта и профессионального обучения является главным компонентом методической работы в школе.
Основными направлениями деятельности по работе с педагогическими кадрами в ДЮСШ № 2 являются:
— стимулирование профессионального роста педагогических кадров;
— организация социально-экономической поддержки и социальной защиты;
— организация мероприятий, способствующих сплочению коллектива ДЮСШ № 2.
Качественным показателем проводимой работы является рост уровня педагогического мастерства.
Тренеры-преподаватели ДЮСШ № 2 являются исследователями своей деятельности, умеют анализировать и прогнозировать образовательные результаты, обосновывать избирательные технологии и методики, способны обобщить свой опыт работы и программировать последующую деятельность.
Проект «Материально-техническая база школы»
Эффективность реализации любой образовательной программы зависит во многом и от материально-технической базы, которой располагает учреждение. Целью проекта является расширение и совершенствование материально- технической базы ДЮСШ № 2.
Задача:
-приобретение спортивного оборудования и инвентаря.
В ходе реализации программы будет вовлекаться максимально возможное число детей и подростков в систематические занятия спортом; значительно улучшится состояние здоровья детей, включая физическое; уменьшится количество правонарушений у детей, имеющих вредные привычки; увеличится число детей и подростков, вовлеченных в массовые физкультурно-спортивные мероприятия; повысится качество учебно-тренировочных занятий; повысится уровень квалификации тренеров-преподавателей; улучшится система методической работы школы, а также система взаимодействия (социального партнерства) ДЮСШ № 2 с различными общественными организациями и другими учреждениями образования; значительно пополнится материально-техническая и спортивная база школы.
Всё это и позволит повысить статус школы среди населения, а в частности детей и молодёжи. Коллектив ДЮСШ № 2 планирует продолжать работу по решению стратегических задач по следующим направлениям:
- Повышение результативности образовательного процесса:
— совершенствование нормативно-правовой базы ДЮСШ № 2;
— развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности ДЮСШ № 2 по реализации образовательных программ;
— создание единого информационного пространства в районе, мониторинг социального заказа на образовательные услуги спортивной школы;
— обеспечение социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки детей, особенно детей «группы риска»;
— поддержка и развитие массовых мероприятий с детьми Крымского района, формирование единого спортивного календаря массовых мероприятий;
— создание системы повышения профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров ДЮСШ № 2;
— материально-технической базы ДЮСШ № 2
- Развитие инфраструктуры и материально-технической базы:
— отработка механизмов сетевого взаимодействия спортивной школы со школами, детскими садами и другими заинтересованными учреждениями, обеспечивающие привлечение в сферу дополнительного образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;
— использование информационно-компьютерных технологий в рамках единого образовательного и информационного пространства района;
— разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования педагогических работников, добившихся высоких результатов в своей работе;
— участие в соревнованиях различного уровня.
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Общий контроль над реализацией Программы осуществляет управление образования администрации муниципального образования Крымский район.
Осуществление мероприятий, предусмотренных Программой, позволит улучшить физкультурно-спортивную инфраструктуру Крымского района, сохранить рабочие места или создать новые, а также даст реальный шанс изменить состояние здоровья детей и подростков, повысить уровень их физической подготовленности, что повлияет на экономическое и нравственное оздоровление общества.
В целом программа развития МБУ ДО ДЮСШ № 2 города Крымска в системе дополнительного образования детей остаётся притягательной, как для учащихся самого разного возраста, так и для их родителей, педагогов