Программа развития

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель профсоюзного комитета __________________ И.В. Гуголько

«___»__________2017 г.

 

М.П.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУ ДО ДЮСШ №2

__________________Е.П. Копылова

«___»__________2017 г.

 

М.П.

 

 

Программа принята

на Педагогическом Совете

МБУ ДО ДЮСШ № 2

№ 3 от «27» октября 2017 г.

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН

 НА 2017-2020 ГОДЫ

 

 

 

 

 

 

Сотавители:

Е.П. Копылова — директор

А.Е. Кочуева – заместитель директора по УВР

 

 

 

 

г. Крымск

2017 г.

 

Пояснительная записка

 

План развития представляет собой нормативный и управленческий документ и включает в себя социально-педагогический анализ состояния детско-юношеского спорта, задачи и направления развития в МБУ ДО ДЮСШ № 2 города Крымска муниципального образования Крымский район (далее ДЮСШ № 2) на ближайшую перспективу (2017 -2020 г.г.), прогноз результатов реализации проектов, их ресурсное обеспечение в современных социально-экономических условиях.

План разработан на основе анализа состояния детско-юношеского спорта, с целью определения дальнейших стратегических направлений физической культуры, спорта и здорового образа жизни детей и юношества.

План развития определяет и открывает перспективы развития ДЮСШ             № 2 на период до 2020 года, совершенствования целенаправленной педагогической, методической и управленческой деятельности всех работников ДЮСШ № 2. План не противоречит Уставу учреждения, лицензии на образовательную деятельность, адаптирован к конкретным условиям ДЮСШ № 2.

Особая цель деятельности ДЮСШ № 2 видится в создании нормативно-правовых, организационно-педагогических, научно-методических условий, обеспечивающих функционирование и развитие ДЮСШ № 2 в интересах личности учащихся, в расширении сферы деятельности, основанной на социальном партнерстве с другими образовательными учреждениями муниципального образования Крымский район.

План развития рассчитан на детей с 7 до 18 лет. Срок реализации: 4 года. Сегодня дополнительное образование в науке и практике все более определенно начинает рассматриваться как неотъемлемая составная часть системы образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей в том направлении деятельности, которое ребенок выбирает сам. Важнейшим звеном в становлении и развитии детско-юношеского спорта, его базовой основой в системе образования были и остаются детско-юношеские спортивные школы.

Спортивная школа как учреждение дополнительного образования призвана решать следующие задачи:

  • содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья воспитанников;
  • подготовка спортсменов высокой квалификации;
  • воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;
  • организация и обеспечение безопасности на тренировках и различных спортивных мероприятиях;
  • подготовка инструкторов и судей по спорту.

Спортивная школа осуществляет работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и физическое развитие. Необходимо отметить, что ДЮСШ № 2 привлекает учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, оказывает всестороннюю помощь образовательным учреждениям в организации методической и массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт плана

План План развития МБУ ДО ДЮСШ № 2 города Крымска на 2017-2020 годы
Основания для разработки плана — Конституция Российской Федерации,

— Закон Российской Федерации «Об образовании»,

— Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,

— Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года,

— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г. N 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г.                 № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

При разработке плана развития были учтены особенности социокультурной ситуации Крымского района, контингента учащихся, уровень квалификации тренеров-преподавателей дополнительного образования, материально-техническая база ДЮСШ  № 2 .

Цель плана Создание условий, необходимых для физического развития и воспитания детей развития массовости физической культуры и спорта, согласно потребностям, склонностям, интересам, способностям учащихся, социального заказа родителей; формированию у детей культуры здорового образа жизни, духовно-нравственных качеств, мотивации к достижению высоких спортивных результатов.
Задачи плана — Обеспечивать доступность к занятиям физической культурой и спортом.

— Формировать стойкий интерес к занятиям по физической культуре и спорту.

— Снижать уровень заболеваемости детей и подростков средствами физической культуры.

— Формировать основы здорового образа жизни у детей и подростков.

— Осуществлять работу по профилактике и предупреждению правонарушений и вредных привычек.

— Повышать спортивное мастерство учащихся и достижение высоких спортивных результатов.

— Разрабатывать методические рекомендации по проблемам формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, в помощь педагогам дополнительного образования, воспитанникам и родителям.

— Совершенствовать систему повышения квалификации тренерско-преподавательского состава.

— Изучать, обобщать и распространять передовой педагогический опыт тренеров-преподавателей.

— Развивать и совершенствовать материально-техническую базу и спортивную базу ДЮСШ № 2 .

— Повысить рост самосознания родителей по привлечению детей к занятиям физической культуры и спортом.

Основные направления плана развития — развитие массового детско-юношеского спорта;

— сохранность контингента учащихся и их здоровья;

— привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к различным формам физкультурно- спортивной деятельности, с целью оздоровления учащихся;

— развитие мотивации личности физическому самосовершенствованию, познанию и творчеству;

— совершенствование материально-технической базы, кадрового, методического обеспечения физического воспитания и детско-юношеского спорта.

Сроки реализации 2017-2020 г.г.
Источники финансирования Бюджетные средства, спонсорские средства.
Руководитель Директор МБУ ДО ДЮСШ № 2
Исполнитель плана Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа № 2 города Крымска муниципального образования Крымский район
Ожидаемые конечные результаты: — улучшение состояния здоровья детей, подростков и учащейся молодежи;

— повышение качества организации и проведении массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и подростками;

— позитивная динамика спортивных результатов, личностного роста учащихся;

— работа педагогического коллектива по повышению квалификации и создание условий для самореализации и творческого профессионального роста работников;

— формирование у учащихся грамотности в области культуры здоровья;

— повышение эффективности организации и проведения массовой физкультурно-оздоровительной работы и спортивной работы на основе внедрения новых технологий в области физической культуры и спорта, диагностических процедур оценки уровня здоровья обучающихся, уровня физической подготовленности воспитанников;

Тенденция:

— улучшение состояния здоровья детей;

— рост числа детей, занимающихся в ДЮСШ № 2;

— рост уровня физической и спортивной подготовки учащихся;

— рост спортивных достижений.

Контроль над исполнением плана План развития является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Его корректировка осуществляется ежегодно в соответствии с результатами анализа его выполнения, на основе решений педагогического совета ДЮСШ № 2

 

 

 

 

  1. Информационно-аналитическая справка

ДЮСШ № 2 открыта в 2002 году. В настоящее время в ДЮСШ № 2 занимается по объединениям 840 человек. Ежегодно эта цифра меняется. МБУ ДО ДЮСШ № 2 (далее ОУ) имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности от 23 декабря 2015  г. №07514 регистрационный номер: серия 23Л01 №0004364, выданную Министерством образования и науки Краснодарского края, бессрочно. В учебно-тренировочном процессе используются спортивные объекты МБУ ДО ДЮСШ № 2, спортивный зал «Лидер», МБОУ СОШ № 16, МБУ ДО ДЮСШ №2, МБОУ СОШ № 58, МБОУ СОШ № 31, МБОУ СОШ № 57, МБОУ СОШ № 6, МБОУ СОШ № 9, МБОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ№ 62.

Идейный замысел плана развития в поэтапной реализации путей обновления структуры и содержания работы в ДЮСШ № 2, совершенствования учебно-тренировочного процесса, укрепления материально-технической базы

I этап (2017-2017 гг.).

Становление системы работы, определение стратегии и принципов реализации программы.

II этап (2018-2019 гг.).

Внедрение модели развития, активизация работы за счет внутренних резервов и внешних связей.

III этап (2020 гг.).

Анализ деятельности, подведение итогов, новые перспективы.

Структура программы включает две основные части:

  1. Анализ деятельности ДЮСШ № 2 с момента становления по настоящее время.
  2. Практические ориентиры — ведущие направления развития ДЮСШ № 2, представленные в основных образовательных проектах плана.

 

Количественный и качественный состав педагогических работников

ДЮСШ № 2

Должности Всего работников Из них на селе Из них мужчин/женщин Совместитель Ставки возраст Вакансии
До 30 От 30 до 60 Старше 60
Директор 1 0 0/1 0 1,0 0 0 1 0
Методист 2 0 0/2 0 2,5 0 1 1 0
Тренер-преподаватель 19 8 17/2 2 27,33 4 12 3 0

Учебно-тренировочную работу в ДЮСШ № 2 осуществляют 19 тренеров-преподавателей, из них:

а) имеют высшее образование — 17 человек, среднее профессиональное – 2 человек;

б) имеют педагогический стаж работы до 3 лет – 3 человека, от 3 до 5 лет – 2 человека, от 5 до 10 лет – 5 человек, от 10 до 15 лет – 2 человека, свыше 15 лет – 7 человек.

Исходя из анализа кадрового состава, можно сделать вывод, что школа обладает достаточно квалифицированным педагогическим потенциалом и в состоянии качественно решать задачи развития школы.

 

Социальный заказ ДЮСШ № 2

Учреждение выполняет свою социальную роль, исходя из определенных педагогическим коллективом целей, задач, видов деятельности и требований законодательства к системе дополнительного образования спортивной направленности.

ДЮСШ № 2 функционирует на основе социального заказа государства, общества, семьи с учетом интересов и потребностей личности.

 

Социальный заказ государства:

— Обеспечить детей дополнительным образованием.

— Обеспечить необходимыми условиями для личностного развития детей.

— Сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения.

— Создать условия для систематических занятий спортом.

— Привлекать детей, подростков и молодежь к ведению здорового образа жизни, к занятиям спортом.

 

Социальный заказ семьи:

— Занять свободное время детей деятельностью, направленной на развитие их способностей, укрепление здоровья.

— Сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

— Профилактика асоциального и неадаптивного поведения детей.

 

Социальный заказ детей:

— Обеспечение доступности для занятий любимым видом спорта.

— Общение в группах по интересам.

— Достижение в выбранном виде спорта побед на соревнованиях различного уровня.

 

Социальный заказ педагогов:

— Удовлетворение профессиональных потребностей (возможность заниматься избранным видом деятельности).

— Повышение квалификации, мастерства по своему направлению.

— Удовлетворение материальных потребностей.

— Социальный заказ для учреждений дополнительного образования.

— Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи.

— Повышение уровня их физической подготовки.

— Умение работать в команде.

— Заказ на физически здорового работника.

 

Ожидаемые результаты:

 

— Сохранение и укрепление здоровья и физического развития учащихся, снижение заболеваемости.

— Высокий уровень физического развития и функционального состояния обучающихся, формирование здорового образа жизни учащихся ДЮСШ № 2.

— Физическое совершенствование выпускников школы.

— Обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий учащихся.

— Увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое профессиональное обучение.

— Устойчивость интереса к учебно-тренировочным занятиям.

— Наличие спортивного результата у учащихся.

— Совершенствование учебно-тренировочного процесса для успешного                          и результативного прохождения многолетнего этапа.

— Устойчивая удовлетворенность детей психологическим климатом в коллективе, условиями, содержанием, организацией деятельности и др.

— Высокий уровень социализации учащихся (социальной грамотности, активности, устойчивости).

— Высокий уровень нравственности учащихся (культура поведения и построение отношений).

— Формирование у молодого поколения гражданского патриотического мировоззрения и активной жизненной позиции.

— Повышение качества организации и проведении массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и подростками.

— Улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, способных эффективно использовать традиционные формы, средства и методы, развивать и создавать новые.

— Повышение уровня обеспеченности учащихся спортивным инвентарем и оборудованием, физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями.

— Снижение уровня безнадзорности и профилактика правонарушений.

 

Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика

учебно-тренировочного процесса

 

ДЮСШ № 2 выполняет функции программно-методического, информационного и организационного обеспечения учебно-тренировочного процесса в системе дополнительного образования, а именно:

— физическая и спортивная подготовка учащихся — детей, подростков и молодежи;

— формирование общей культуры учащихся;

— организация работы по выявлению и поддержке одаренных и талантливых спортсменов среди детей и подростков, а так же создание условий для спортивного совершенствования перспективных учащихся для достижения высоких спортивных результатов;

— создание условий личностного, интеллектуального и физического развития, профессионального самоопределения, организация качественного содержательного досуга детей и подростков;

— организация разработки содержания, методики и новых образовательных технологий для учащихся по физкультурно-спортивной направленности;

— осуществление методической деятельности, направленной на повышение квалификации педагогических работников ДЮСШ № 2;

— разработка учебно-методических материалов, дополнительных образовательных программ, пособий по физкультурно-спортивному профилю и их внедрение в практическую работу ДЮСШ № 2;

— обеспечение техники безопасности при проведении учебных занятий и различных мероприятий;

— организация и проведение спортивно-массовых мероприятий.

Комплектование в ДЮСШ № 2 производится ежегодно: начинается в июне и заканчивается 31 августа текущего года. В ДЮСШ № 2 принимаются дети, допущенные к занятиям врачом; в соответствии с возрастом и программными требованиями.

В ДЮСШ № 2 принимаются дети в возрасте от 7 до 18 лет, изъявившие желание заниматься дополнительным образованием по образовательным программам физкультурно-спортивной направленности. Обучение детей и подростков в ДЮСШ № 2 бесплатное, запись происходит по желанию одного из родителей ребенка, поэтому контингент детей очень разнообразен.

Тренеры-преподаватели обучают детей разного интеллектуального и физического уровня, здоровых и ослабленных, используя индивидуальный подход к каждому ребенку.

Содержание деятельности ДЮСШ № 2 обеспечивает условия для самосовершенствования личности, творческого развития, формирования здорового образа жизни, развития физических, интеллектуальных и нравственных качеств, достижения спортивных успехов сообразно способностям.

ДЮСШ № 2 организует работу с учащимися в течение календарного года. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа.

Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта проводятся в соответствии с годовым учебным планом.

Учебно-тренировочные занятия в спортивной школе проводятся по дополнительным общеразвивающим программам, предпрофессиональным программам и программам спортивной подготовки, принимаемым и реализуемым ДЮСШ № 2 самостоятельно с учетом запросов учащихся, потребностей семьи, социально-экономических условий и национально-культурных традиций.

Определение уровня освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ проводится по мониторингу образовательных и воспитательных результатов.

Перевод учащихся по годам обучения на всех этапах многолетней подготовки осуществляется при условии положительной динамики спортивных показателей и освоении программы соответствующего года и этапа подготовки и основан на выполнении контрольно-переводных нормативов в начале и конце учебного года.

Отдельные спортсмены, не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего года обучения, но выполнившие нормативные требования по уровню спортивной подготовки, могут переводиться досрочно (в том числе и в течение учебного года) в группы, соответствующие уровню спортивной подготовки учащихся. При этом они осваивают программу и сдают нормативы по общей физической и специальной физической подготовке в соответствии с их возрастом (по индивидуальному плану).

Досрочный перевод таких учащихся осуществляется приказом директора по ДЮСШ № 2 на основании решения педагогического совета школы при персональном разрешении врача.

Продолжительность обучения согласно образовательным программам ДЮСШ № 2 составляет от одного года и более и зависит от времени поступления детей. Обучение ведется в течение всего учебного года, а также может проводиться в каникулярное время. Расписание тренировочных занятий составляется администрацией ДЮСШ № 2 по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях, пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Теоретические и тематические занятия направлены на приобретение детьми знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у учащихся сознания и убеждённости в необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом.

Максимальный режим учебно-тренировочной работы в неделю:

1) по дополнительным общеразвивающим программам – 6 часов в неделю;

2) по дополнительным предпрофессиональным программам:

Виды  спорта бокс, спортивная борьба, тхэквондо:

— в группах начальной подготовки 1-го года обучения – 6 часов;

— в группах начальной подготовки 2 и 3-го годов обучения – 9 часов;

— в группах тренировочного этапа 1 и 2 – годов обучения – 12 часов;

— в группах тренировочного этапа 3,4 и 5 годов обучения – 15 часов.

3) программе по спортивной подготовки

Вид спорта хоккей на траве:

— в группах начальной подготовки 1-го года обучения – 6 часов;

— в группах начальной подготовки 2 и 3-го годов обучения – 7 часов;

— в группах тренировочных 1 и 2 – годов обучения – 9 часов;

— в группах тренировочных 3,4,5 – годов обучения – 12 часов.

Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода задач и подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанным режимом работы, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%.

Максимальная продолжительность одного занятия зависит от этапа спортивной подготовки.

Учебные группы всех отделений закрепляются за тренерами-преподавателями на весь период обучения.

Основными формами организации учебно-тренировочного и образовательного процесса являются:

— учебно-тренировочные занятия,

— теоретические и тематические занятия,

— медико-восстановительные мероприятия, медицинский контроль,

— работа по индивидуальным планам;

— тестирование и методический контроль;

— участие в соревнованиях, встречах;

— участие в учебно-тренировочных сборах в условиях спортивно-оздоровительного лагеря;

— судейская и инструкторская практика.

Учебные нагрузки учащихся устанавливаются в соответствии с нормами предельно допустимых нагрузок, определенных рекомендациями органов здравоохранения.

Подготовка учащихся в спортивной школе предполагает длительный и многолетний период.

На протяжении всего периода обучения в спортивной школе учащиеся проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.

Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

— постепенный переход от обучения приема и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических возможностей;

— переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным;

— увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

— увеличение объема тренировочных нагрузок;

— повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных спортсменов.

Каждый тренер-преподаватель ставит определенные цели для своих учащихся на этапах подготовки и планирует, кто из учащихся и в какие сроки может показать определенный результат и выполнит спортивный разряд.

Присвоение разрядов производится на основании спортивных результатов, отвечающих Единой Всероссийской квалификации по видам спорта.

 

 

 

Особенности этапов обучения в ДЮСШ № 2

Этап спортивно-оздоровительной подготовки

 

Срок реализации — 1-8 лет;

Минимальная наполняемость группы – 15 человек;

Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки в неделю – 6 часов.

Основные задачи: 

  • укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей;
  • формирование стойкого интереса к занятиям спортом вообще;
  • овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники

подвижных игр;

  • воспитание трудолюбия;
  • развитие и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на быстроту, ловкость и гибкость);
  • достижение физического совершенствования, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых для подготовки к общественно полезной деятельности;
  • отбор перспективных детей и молодежи для дальнейших занятий избранным видом спорта.

Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах  7-18 лет.

 

Этап начальной подготовки

 

Срок реализации — 3 года;

Минимальная наполняемость группы – 15 человек;

Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки в неделю – первый год обучения — 6 часов, второй, третий годы обучения – 9 часов.

Основные задачи: 

  • вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по избранным видам спорта, направленную на гармоническое развитие физических качеств;
  • общая физическая подготовка и изучение базовой техники избранного вида спорта, волевых и морально-этических качеств личности;
  • формирование потребности к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.

На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, достигшие 9-летнего (тхэквондо, хоккей на траве),  10-летнего (бокс, спортивная борьба)  возраста.

 

 

 

 

 

Тренировочный этап подготовки

 

Срок реализации — 5 лет;

Минимальная наполняемость группы – на первом и втором годах обучения – 10 человек, третий, четвертый и пятый – 6 человек;

Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки в неделю – первый, второй года обучения — 12 часов (бокс, тхэквондо, спортивная борьба), хоккей на траве – 9 часов; третий, четвертый, пятый года обучения – 15 часов (бокс, тхэквондо, спортивная борьба), хоккей на траве – 12 часов.

 

Основные задачи: 

  • состояние здоровья, дальнейшее развитие физических качеств;
  • функциональная подготовленность;
  • совершенствование технико-тактического арсенала;
  • воспитание специальных психических качеств и приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов;
  • формирование специальной физической и технико-тактической подготовки;
  • активная соревновательная деятельность;
  • выполнение спортивных разрядов.

На тренировочный этап подготовки зачисляются только здоровые спортсмены, прошедшие не более одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.

Это этап углубленной профессионально ориентированной программы.                  Из числа занимающихся учебно- тренировочного этапа формируются команды для подготовки к соревнованиям различного уровня.

На этой ступени большое внимание уделяется инструкторской и судейской практике. Для осуществления диагностики развития учащихся предусмотрены контрольные нормативы, которые и являются переводными. Тестирование проводится дважды в год (август, май). Учащиеся в группах проходят тестирование не только по общефизической подготовке, но и выполняют специальные упражнения или комбинации технических элементов в соответствии со специализацией и программам по видам спорта.

 

  1. Проблемно-ориентированный анализ состояния ДЮСШ № 2

 

Проблемно-ориентированный анализ, проведенный в школе выявил ряд ключевых проблем, которые необходимо решать при переводе ее в новое состояние в разрезе программы развития на 2017-2020 гг.

Определение проблем рассматривалось в контексте стратегического планирования как разрывов между достигнутыми результатами школы и требуемыми, желаемыми в будущем. Выявление значимых для школы проблем происходило посредством процедуры экспертной оценки и группового обсуждения, в которых приняли участие тренеры-преподаватели и администрация ДЮСШ № 2.

В последние годы произошли позитивные сдвиги в развитии детско-юношеского спорта, но изменившиеся социально-экономические условия осложняют работу ДЮСШ № 2. Проблем много: отсутствие достаточной  материально-технической базы,  программно-методического, кадрового, финансового обеспечения.

Эти проблемы должны решаться не только конкретным учреждением, но и совместными усилиями всех заинтересованных организаций, ведомств, муниципальных образований. Для этого необходимо:

— сотрудничать с управлением образования администрации муниципального образования Крымский район, управлением по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Крымский район, отделом по делам молодежи администрации муниципального образования Крымский район, с образовательными учреждениями разного уровня, в том числе со спортивными школами;

— повышать профессиональное мастерство педагогических работников;

— создавать и в дальнейшем совершенствовать систему методического и педагогического обеспечения;

— развивать и совершенствовать материально-техническую базу ДЮСШ № 2.

 

  Проблема Причины возникновения Решение проблемы
1 Кадровое обеспечение Нехватка квалифицированных специалистов Сотрудничество с профильными ВУЗами
2 Материально- техническое обеспечение 1. Недостаточная оснащенность мультимедиа и компьютерной техники.

2. Недостаточность средств на приобретение спортивного оборудования.

1.Привлечение бюджетных средств. 2.Привлечение спонсорских средств.

 

Задача – сохранить все, что накоплено в сфере детско-юношеского спорта, проанализировать реальную ситуацию, определить оптимальную образовательную политику, обогатить, развить, «осовременить» и наполнить её новым содержанием.

Кроме того, сегодня все еще остается острой проблема состояния здоровья населения и подростков в частности. Среди детей и подростков сформировались устойчивые негативные тенденции: увеличилось количество подростков и молодежи, злоупотребляющих алкоголем и курением. Наблюдается снижение уровня физической подготовленности молодых людей, отсутствие потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом. Увеличился рост заболеваемости подростков по всем классам заболеваний, остается высокая доля учащихся и студенческой молодежи, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, вызывает как фактор национальной безопасности состояние здоровья призывников.

Особое место в системе развития физической культуры и спорта в Крымском районе принадлежит спортивным школам, подростковым клубам и объединениям. Установка в работе ДЮСШ направлена на разностороннее развитие личности, здоровьесберегающие технологии, овладение учащимися основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно- оздоровительную и спортивную деятельность. А также формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер учащихся, их эстетических представлений и потребностей.

 

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

 

        Концепция развития спортивной школы

 

Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает занятиями все возрастные группы населения.

От того, как развита инфраструктура физической культуры и спорта зависит здоровье населения, его молодого поколения, проведение досуга, а также достижение успехов нашего спорта на мировой арене.

Для укрепления здоровья, подготовки спортивного резерва и проведения досуга в Российской Федерации созданы различные организации и учреждения, одними из них являются спортивные школы, клубы физической подготовки, различного типа и ведомственной принадлежности.

Система дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, как один из институтов детства, созданный и существующий для детей и взрослых, их обучения, воспитания и развития – является важнейшим звеном непрерывного образовательного процесса.

Сегодня к учреждениям дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности особо пристальное внимание. Они являются не только резервом большого спорта, его золотым фондом, но и надежной базой развития массового спорта, формирования здорового образа жизни, а также разностороннего развития личности ребенка.

Деятельность ДЮСШ № 2 направлена на:

— обеспечение детей качественным дополнительным образованием физкультурно-спортивной направленности;

— всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья детей;

— приобретение теоретических знаний и практических навыков в области спорта, гигиены и самоконтроля;

— формирование личностно-нравственных, моральных и волевых качеств.

 

 

        Направления деятельности ДЮСШ № 2

 

Всего в программе развития 9 проектов (моделей развития):

  1. «Физическое развитие детей для укрепления здоровья».
  2. «Здоровый образ жизни».
  3. «Развитие личности в спортивной школе»
  4. «Воспитательная работа: соревнования, беседы, каникулы».
  5. «Работа с родителями в спортивной школе».
  6. «Социальное партнерство ДЮСШ»
  7. «Методическая служба «школа-ДЮСШ»
  8. «Кадровое обеспечение».
  9. «Материально-техническая база школы».

 

Основные идеи развития спортивной школы

 

Ключевая идея развития школы: создание такой модели обучения, которая позволила бы решить вопросы массового развития детского спорта, воспитания целенаправленного человека с высоким самосознанием, морально-волевыми качествами, психологически стойкой к условиям тренировок и спортивной борьбы.

 

Вспомогательные идеи:

 

  1. Развитие многофункционального методического кабинета с необходимым мультимедийным и компьютерным оборудованием для улучшения качества образовательного процесса.
  2. Приобретение методической литературы.
  3. Оснащение учебно-тренировочного процесса необходимым спортивным оборудованием и инвентарём.

 

        Основные принципы, с помощью которых будет реализована программа

 

Процесс обучения в ДЮСШ№ 2 строится с учетом интересов и потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, влияющих на формы и методы преподавания и обучения и предполагающих взаимодействие личностей тренера-преподавателя и занимающегося, основанное на следующих принципах:

        Принцип комплексности – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

Принцип преемственности – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.

        Принцип сотрудничества – предполагает создание условий для определения общих целей тренеров-преподавателей и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и сотрудничества.

        Принцип целостности – предполагает организации образовательного процесса, отбор его содержания и средств таким образом, чтобы они были «сообразны» цели, находились в зависимости от нее, были в соответствии с поставленными задачами.

        Принцип вариативности – предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направляемых на решение определенной педагогической задачи.

Принцип гуманизма – в центре внимания тренера-преподавателя и учреждения – личность ребенка, который стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыт для восприятия нового опыта, имеет право и способен на собственный выбор в различных жизненных ситуациях, может получить защиту и поддержку.

        Принцип личностно-ориентированного подхода – выражается в уважении уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношение к ребенку как к субъекту собственного развития, опора в воспитании на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующей личности, нацеливает педагога на изучение личности ребенка и организацию образовательного процесса на основе интересов и пожеланий детей.

Принцип индивидуализации – предполагает, что содержание обучения должно обеспечить учет особенностей каждого обучаемого и создание условий для индивидуального развития.

Принцип дифференциации – предполагает выстраивание учебно-тренировочного процесса на основе понимания качеств личности ребенка или группы детей, их возраста, степени подготовленности. Важнейшим принципом является добровольный выбор ребенком вида деятельности, педагога по интересам в соответствии со своими желаниями и потребностями, создание ситуации успеха для каждого.

 

«Модель» выпускника ДЮСШ № 2

 

Модель выпускника ДЮСШ № 2 подразумевает предполагаемый результат совместной деятельности учреждения и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник спортивной школы.

Основу модели выпускника ДЮСШ № 2 составляет система отношений личности к таким ценностям, как: Человек, Труд, Общество, Знание, Искусство, Природа, Здоровье, Мир.

Данная система отношений имеет следующие ориентиры:

— Личность воспитанника выполняет интегрирующую роль в ДЮСШ № 2  (всестороннее развитие, выявление способностей и одаренностей, их развитие);

— Личность выпускника является основой для разработки целевых программ, проектов, с учетом воспитательно-образовательного процесса ДЮСШ № 2;

Модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, отражающая результативность образовательно-воспитательной среды. Модель выпускника складывается из описания пяти основных потенциалов личности ребенка: духовного, познавательного, нравственного (ценностного), коммуникативного, физического.

Схематично модель выпускника выглядит следующим образом:

— Подготовка: знания, умения, навыки, сформированные согласно избранному виду спорта.

— Знания: теоретических основ по физическому воспитанию.

— Умения: предвидеть конечный результат своей деятельности; адекватно оценивать свою деятельность; работа в нерегламентированном режиме; оперативно принимать ответственные решения.

— Качества: способность к самосовершенствованию; инициативность; мобильность; коммуникативность; ответственность; креативность (оригинальность мышления); универсализм.

— Опыт (по виду подготовки): участие в соревнованиях различного уровня; исполнение какого-либо должностного заведования; участие в работе секции. Прогнозируемый результат: профессиональное самоопределение; поступление в школу олимпийского резерва, в ВУЗы.

 

                ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА РАЗВИТИЯ

 

Планируемые действия по созданию необходимых ресурсов

Цель: Развитие образовательной системы школы, обеспечение физического, психологического и социального благополучия учащихся на основе целевого и эффективного использования всех имеющихся ресурсов.

  1. Научно – методические

 

Популяризация массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения среди всех возрастных групп и категорий. Проведение тренерского совета. Разработка методических рекомендаций для тренеров- преподавателей по внедрению спорта в массы.
Создание условий для формирования духовно-богатой, физически здоровой, социально- активной творческой личности ребенка. Проведение семинаров, тренерских советов, консультаций. Разработка и адаптация образовательных программ по видам спорта. Разработка методических рекомендаций для тренеров-преподавателей.
Снижение уровня заболеваемости детей и подростков, формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. Проведение семинаров, консультаций. Разработка программ и методических рекомендаций по пропаганде здорового образа жизни. Разработка и внедрение программ по снижению уровня заболеваемости детей.
Совершенствование профессионально- педагогического мастерства Консультации, методические разработки и рекомендации тренерам-преподавателям о повышении своей квалификации. Составление плана-графика курсовой подготовки спортивных педагогов

 

  1. Информационные Нормативно-правовые

 

Тематические публикации в СМИ, постоянное обновление школьного сайта. Учебные планы. Дополнительные образовательные программы по видам спорта. Положения спортивно-массовых соревнований и мероприятий.
Пропаганда занятий физической культурой и спортом. Положения о соревнованиях. Создание проектов (моделей развития), по которым функционирует школа.
Пропаганда здорового образа жизни. Разработка плакатов, буклетов, памяток по пропаганде здорового образа жизни. Положения о мероприятиях
Наглядная агитация по повышению квалификации Положения о курсах повышения квалификации

 

  1. Материально – технические Финансовые

 

Приобретение спортивного инвентаря. Приобретение оргтехники. Приобретение информационно-методической продукции. Бюджет
Приобретение спортинвентаря Содержание всех помещений. Приобретение информационно-методической литературы. Спонсорские
Приобретение спортивного инвентаря, тренажеров. Стендов по пропаганде здорового образа жизни. Приобретение информационно-методической продукции. Привлеченные средства
Программа курсов. Приобретение методической литературы. Расширение компьютерной техникой и сетью Интернет.  

 

  1. Кадровые Ответственный

 

Увеличение числа штатных работников, повышение их квалификации. Подготовка педагогических и руководящих работников Администрация, тренеры-преподаватели
Администрация, тренеры-преподаватели

Повышение квалификации тренеров-преподавателей

Заместитель директора по УВР
Увеличение числа аттестованных тренеров-преподавателей Заместитель директора по УВР

 

Создание условий по реализации плана развития

                      Проект «Здоровый образ жизни»

Здоровье народа – одно из основных богатств государства, одно из важнейших условий нормальной, полноценной, активной жизни и деятельности граждан.

Целью данного проекта является расширение возможностей для детей Крымского района систематическими занятиями физической культурой и спортом, а также оздоровление всех учащихся школы.

Задачи:

— формирование понятия о здоровом образе жизни;

— расширение возможностей для детей поселка и района систематическими занятиями физической культурой и спортом.

Решаются эти задачи за счет расширения сети групп начальной подготовки, спортивно-оздоровительных групп.

На этих этапах многолетней спортивной подготовки происходит формирование у занимающихся стойкого интереса к систематическим занятиям, обучение основным двигательным навыкам, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств, профилактика вредных привычек и правонарушений.

Далее учащиеся переводятся на тренировочный этап, где их готовят к выполнению объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

Современный этап физкультурного движения характеризуется увеличением внимания к роли физической культуры и спорта в оздоровлении населения, снижении заболеваемости, организации активного отдыха.

Занятия физической культурой могут решать задачи профилактики заболеваний, обеспечить физическое благополучие. Физические упражнения частично могут решить проблемы и психологического благополучия человека, так как выполнение физических упражнений снимает активность со всех клеток мозга, кроме тех, которые отвечают за выполнение физических упражнений.

Но главная задача физической культуры – физическое благополучие, то есть профилактика основных видов заболеваний.

Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального развития человека.

Достигнуть физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений. Спорт, физические упражнения должны быть неотъемлемыми составляющими образа жизни.

В настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. В условиях нашего района со стороны ДЮСШ № 2 в отношении подрастающего поколения должна вестись активная наступательная пропаганда здорового образа жизни. Обеспечение здоровья детей и подростков путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний является пассивным методом, не всегда и не в полной мере отвечающим современным представлениям о повышении и сохранении высокого уровня здоровья.

Реализация этого проекта позволит провести необходимую информационно-образовательную работу по формированию привлекательности имиджа здорового образа жизни среди детей и подростков.

Здоровье ребенка, его психическое и физическое развитие, социальная адаптация в значительной степени определяются условиями жизни ребенка в микросреде (семья, школа).

Целенаправленная здоровьесберегающая деятельность в ДЮСШ № 2 осуществляется по следующим направлениям:

  1. Обеспечение соответствия организации учебно-воспитательного процесса санитарно-гигиеническим требованиям и техники безопасности;
  2. Строгое соблюдение режима тренировок, нормативов учебно-тренировочной нагрузки;
  3. Обеспечение благоприятного психологического климата в детском коллективе, в спортивной школе;
  4. Использование разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности обучающихся;
  5. Обеспечение полноценного отдыха и условий для восстановления спортсменов после соревнований;
  6. Осуществление врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся; 7. Формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни;
  7. Проведение мероприятий физкультурно-спортивной направленности; расширение социальных контактов с заинтересованными организациями и учреждениями.

Сохранение физического здоровья учащихся обеспечивается посредством развития всей системы физкультурно-оздоровительной, спортивной работы в ДЮСШ № 2, создания рациональных условий организации учебно-воспитательного процесса; сохранение психологического здоровья – созданием психологического комфорта обучающихся, атмосферы доброжелательности для каждого ребенка, благоприятным социально-психологическим климатом в учебных группах и в школе.

Мероприятия:

  1. Беседы о здоровом образе жизни, цикл бесед о ЗОЖ.
  2. Дни Здоровья.
  3. Веселые старты – спортивные мероприятия между секциями.
  4. Психологические тренинги-игры для саморегуляции личности в ситуации стресса и сохранения психологического здоровья человека.
  5. Цикл лекций «О правильном и здоровом питании».
  6. Первенство школы по культивируемым видам спорта.
  7. «Своя игра» — вопросы по ЗОЖ.
  8. Работа с трудными детьми и неблагополучными семьями. Родительские собрания на темы ЗОЖ.

 

        Проект «Развитие личности в спортивной школе»

 

Тема развития личности в современных условиях актуальна для дополнительного образования. Развитие личности является приоритетным направлением работы педагогов.

Целью данного проекта является создание условий для самореализации личности, достижении успехов в том или ином виде спорта.

Задачи:

— проведение исследований по изучению запросов и потребностей детей;

— изучение личности воспитанников, проникновение в психологию;

— медико – психолого-педагогическое сопровождение;

— врачебный контроль за учащимися.

Формирование личности учащихся ДЮСШ № 2 происходит в процессе активной деятельности в учебно-тренировочном, воспитательном, развивающем процессе через взаимодействие друг с другом, командой и социумом.

Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.

Посредством спорта реализуется принцип современной жизни – «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств – честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет юному спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Придя в спортивную школу, секцию юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив. И ребенок начинает осваивать новые социальные роли. Ценностный потенциал спорта позволяет решать ряд воспитательных задач.

Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.

 

        Проект «Воспитательная работа: беседы, соревнования, каникулы»

 

Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм тренера-преподавателя способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.

Воспитательной работе уделяется огромное внимание, так как наши учащиеся – это будущее нашей страны. Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.

Воспитательная работа на занятиях:

— развитие качеств личности, таких как целеустремленность, дисциплинированность, волевая саморегуляция, трудолюбие, настойчивость, правдивость, честность, самокритичность, требовательность к себе, общительность, отзывчивость, дружелюбие, чувство собственного достоинства;

— развитие приемов и способов самопознания:

— самонаблюдения (фиксация самочувствия, настроения, активности, желания тренироваться);

— самоанализа (определение ошибок, выявление причины, постановка корректирующей цели).

Воспитательная работа на учебно-тренировочных сборах:

— развитие коммуникативных качеств: эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение выстраивать конструктивные отношения;

— оптимизация межличностных отношений;

— сплочение команды.

На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер-преподаватель формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).

Воспитательные средства:

— личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;

— высокая организация учебно-тренировочного процесса;

— дружный коллектив;

— система морального стимулирования;

— атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества.

Основные воспитательные мероприятия:

-торжественный прием вновь поступивших в школу;

-проводы выпускников;

-просмотр соревнований и их обсуждение;

— регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;

-проведение тематических праздников;

-встречи со спортсменами края;

-экскурсии, культпоходы в музей и на выставки;

-тематические беседы;

-трудовые сборы и субботники;

-оформление стендов, сайта.

Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Перед соревнованиями необходимо настраивать не только на достижение победы, но и на проявление морально-волевых качеств.

Наблюдая за особенностями поведения и высказывания учащихся, тренер-преподаватель может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств. В спорте заложены огромные возможности для самовоспитания, самосовершенствования, самоопределения.

Участие в спортивных соревнованиях дает возможность человеку испытать самоудовлетворение при победе над своим соперником, достигнутой в процессе длительной подготовки, самоотверженного труда, огромными волевыми усилиями; возможность сравнить свои способности со способностями других людей, а также с теми способностями, которыми он сам располагал ранее. К тому же постоянно закладывается правильное отношение к состоянию своего организма, формируется положительная мотивация по соблюдению здорового образа жизни.

В каникулярное время нами планируется организовать учебно-тренировочные сборы; школу общения, в которой с занимающимися будут проводить психологические тренинги; школу здорового образа жизни. Воспитательная значимость спорта неоспорима. Именно спорт учит уважать решения невзирая на то, насколько они справедливы, именно потому, что они принимаются теми авторитетами в спорте – судьями, на которых и возложено принимать эти решения. Кроме этого, спорт является моделью социальных отношений, так как учит допускать противодействие и соперничество.

Одновременно человек учится признавать законность результата, даже если его этот результат не удовлетворяет. Спорт реализует богатые возможности для приобщения человека к миру прекрасного, для развития у него эстетических способностей во всем многообразии их проявлений: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное – до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности.

Он же формирует личность в процессе наблюдения за спортивным зрелищем, обладающим эстетическими качествами, а также во время занятий спортом и связанным с этим не только созерцанием эстетических ценностей, но и активном, творческом участии в разнообразных формах деятельности по их сознанию.

Эстетический потенциал спорта как таковой нисколько не ступает другим элементам культуры, включая искусство. Таким образом, нравственность в спорте представлена многообразием всех своих компонентов – нравственным сознанием, нравственными отношениями и нравственным поведением.

Благодаря этому мы имеем возможность наблюдать различные проявления таких важнейших нравственных ценностей, как добро, справедливость, долг, честность и др.

 

        Проект «Работа с родителями в спортивной школе»

 

Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности коллектива ДЮСШ № 2.

Взаимодействие позволяет тренеру-преподавателю полнее раскрыть способности детей, шире использовать их творческий потенциал, объединить воспитательные усилия на целевой интегрированной основе. Взаимодействие ДЮСШ № 2 с семьей, детскими и юношескими общественными организациями – одно из направлений деятельности школы по созданию единого воспитательного пространства с целью воспитания активной, творческой личности.

Воспитательная система в ДЮСШ № 2 имеет большие возможности в содействии всестороннему развитию личности ребенка, поскольку эта система обладает такими свойствами как открытость, вариативность, гибкость, доступность, динамичность, постоянное развитие, психологическая комфортность.

В ДЮСШ № 2 созданы условия, в которых личный и творческий потенциал ребенка получает возможность развития.

Целью проекта является взаимодействие школы и семьи; установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.

Семья признается равноценным партнером ДЮСШ № 2 в деле развития ребенка. Одна из задач деятельности ДЮСШ № 2 – это установление партнерских отношений с родителями ради успешности конкретного ребенка.

В настоящее время, когда дополнительное образование может и должно стать базой для формирования нравственного образа жизни семьи большое внимание уделяется свободному, творческому развитию личности, на основе свободного выбора.

Помимо традиционных мероприятий – лекций, бесед, консультаций, посещения учебных занятий нами предполагается проведение совместных мероприятий: праздников, встреч, экскурсий, походов, а также мероприятий, направленных на наиболее полное выяснение и удовлетворение запросов родителей, детей, на повышение уровня педагогической культуры.

Регулярно проводятся индивидуальные беседы с родителями, оказывается консультативная помощь (по вопросам воспитания, учебно-тренировочному процессу).

Во всех отделениях планируется создать родительские комитеты, которые помогут в организации учебно-тренировочного процесса:

— приобретение спортивного инвентаря;

— сопровождение детей на соревнования и учебно-тренировочные сборы;

— организация и участие в школьных мероприятиях (праздники, походы, экскурсии).

Регулярно родители приглашаются на просмотр соревнований, учебно-тренировочных занятий, открытых занятий.

Для многих тренеров-преподавателей сотрудничество с родителями – это реальная необходимость. Родители могут выехать на соревнования в другие села и города для оказания помощи тренеру.

Работа с родителями внутри ДЮСШ № 2 переносится на уровень создания единого воспитательного пространства района. Это проявляется в установлении как опосредованных, так и непосредственных контактов.

Коллектив ДЮСШ № 2 понимает, что именно родители могут сыграть активную роль, как в создании общественной поддержки, финансовой поддержки образовательно-воспитательной деятельности учреждения. А самое главное то, что именно родители заинтересованы в качественном образовании детей, готовы принимать активное участие в деле обучения и воспитания.

 

        Проект «Социальное партнерство ДЮСШ № 2»

 

Социальная активность образовательного учреждения является тем видом деятельности, к которому ДЮСШ № 2 предназначена изначально. Поэтому целью данного проекта является расширение партнерских связей с муниципальными учреждениями, спортивными школами других районов, клубами, объединениями, ВУЗами.

Развитие социально-педагогической деятельности в социуме, используя кадровый потенциал и взаимодействуя с заинтересованными ведомствами и общественными организациями – одно из главных направлений в деятельности ДЮСШ № 2. В связи с этим проводится работа по расширению и реконструкции взаимодействия спортивной школы в объемах, позволяющих удовлетворить образовательные и досуговые потребности детей, молодежи, родителей, общества.

Наше учреждение сотрудничает с:

  1. Управление образования администрации МО Крымский район
  2. Управление по физической культуре и спорту администрации МО Крымский район
  3. Отдел по делам молодежи администрации МО Крымский район
  4. МБАУ ДО ДЮСШ № 1 города Крымска
  5. МБУ спортивная школа Олимпийского резерва «Ровесник»
  6. МБУ «Спортивная школа «Урожай»

ДЮСШ № 2 является важным фактором, объединяющим разные по характеру и сфере деятельности структуры в деле приобщения молодежи к занятиям физической культурой и спортом, пропаганде здорового образа жизни и положительно влияет на достижение обучающимися ДЮСШ № 2 высоких спортивных результатов.

 

        Проект «Психолого-педагогическое сопровождение в спортивной школе»

 

Система психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки

  1. Проведение психодиагностики и подготовка объективной информации об особенностях личности и внутренних «ресурсах» человека.
  2. Разработка индивидуальных программ:

— психологической подготовки к ответственным соревнованиям;

— коррекции неблагоприятных состояний.

  1. Обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др., в том числе с использованием специальных компьютерных программ.
  2. Подбор тематической информации по значимым для спортсмена вопросам спортивной психологии, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития.

5.Консультирование (очное или заочное): — по вопросам спортивной психологии — по широкому кругу житейских, общечеловеческих и др. не спортивных вопросов.

  1. На соревновательном этапе:

— «предстартовая» психологическая подготовка;

— психологическая поддержка во время проведения соревнований;

— совместный со спортсменом и тренером анализ полученного опыта побед и поражений после соревнований.

  1. Решение конфликтных ситуаций, возникающих на уровне:

-«спортсмен – спортсмен»;

— «спортсмен – команда»;

— «спортсмен – тренер».

Прогнозирование спортивного результата на основе анализа ретроспективы индивидуальных рекордов.

Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления  нервно-психическим восстановлением спортсменов.

На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создание общей психической подготовленности к соревнованиям.

В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:

-в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психологопедагогических воздействий, связанные с развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, развитием волевых качеств;

-в соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и к состязаниям;

-в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервнопсихического восстановления организма.

В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.

       

        Проект «Методическая служба «школа-ДЮСШ № 2»

 

Организация научно-методической работы является одним из важнейших направлений в программе развития ДЮСШ № 2.

Целью проекта является создание модели методической службы «школа- ДЮСШ № 2»

Задачи:

— создание дополнительных образовательных программ по видам спорта;

-диагностика качества обучения, творческой и аналитической деятельности педагога;

-оказание методической помощи тренерам-преподавателям в проведении занятий;

-помощь педагогам в подготовке аттестации;

-активизация работы по обобщению и распространению передового педагогического опыта;

-внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Методическая работа направлена на совершенствование образовательного процесса, программ содержания, форм и методов деятельности секций, профессионального мастерства педагогических работников, оказание помощи педагогам, как своего учреждения, так и других.

Основное назначение методической работы на современном этапе непосредственно связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей.

Для этого необходимо:

— обеспечение тренеров-преподавателей программами по видам спорта.

— удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников.

— выявление, оформление и сопровождение педагогического опыта.

— включение педагогов, тренеров-преподавателей в различные виды деятельности по повышению уровня профессиональной подготовки и формированию у них потребности непрерывного профессионального самосовершенствования.

Направления методической работы:

— информационно-организационное методическое обеспечение системы ДЮСШ № 2;

— повышение квалификации педагогических кадров;

— создание условий для роста педагогического и методического мастерства тренеров-преподавателей;

— качественная реализация программ дополнительного образования;

— координация работы методического объединения тренеров-преподавателей ДЮСШ № 2;

— пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения учащихся;

— консультации специалистов;

— организация совещаний, семинаров, курсов повышения квалификации;

— анализ педагогической практики, выявление проблем, нахождение путей их решения;

— изучение, систематизация, обобщение и распространение педагогического опыта.

Методическое обеспечение как процесс интегрирует в себе такие виды методической деятельности, как методическое руководство, методическая помощь, создание методической продукции, методическое обучение.  Методическое обеспечение образовательного процесса в ДЮСШ № 2 – это система взаимодействия методиста с педагогическими кадрами (тренерами-преподавателями, зам. директора по УВР) внутри и вне своего учреждения, включая:

— методическое оснащение (программами, методическими разработками, дидактическими пособиями);

— внедрение в практику более эффективных методик, технологий;

— систему информирования, просвещения и обучения кадров;

— совместный анализ качества деятельности и ее результатов. Предполагаемые результаты:

— становление системы методической работы в ДЮСШ № 2;

— создание информационно-методической базы образовательного процесса;

-совершенствование воспитательной работы;

-повышение профессионализма педагогических кадров

Методическая работа на данном этапе развития учреждения направлена на подготовку документации к проведению внешней экспертизы ДЮСШ № 2.

 

        Проект «Кадровое обеспечение»

 

Кадровый потенциал – это механизм реализации всех поставленных целей и задач, изменений в деятельности учреждения дополнительного образования.

Только сплоченный коллектив единомышленников способен эффективно выполнить все намеченные планы, поэтому системе работы с педагогическими кадрами в ДЮСШ № 2 уделяется большое внимание.

Целью данного проекта является совершенствование системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки, аттестации физкультурно — спортивных кадров ДЮСШ № 2, подготовка спортивного резерва.

Задачи:

-обеспечение ДЮСШ № 2 тренерами-преподавателями высокой квалификации; -повышение квалификации тренерского состава;

-поддержка молодых специалистов;

-создание системы поощрений работникам, добивающихся значительных результатов.

Работа по повышению педагогического мастерства и качества преподавания отдельных видов спорта и профессионального обучения является главным компонентом методической работы в школе.

Основными направлениями деятельности по работе с педагогическими кадрами в ДЮСШ № 2 являются:

— стимулирование профессионального роста педагогических кадров;

— организация социально-экономической поддержки и социальной защиты;

— организация мероприятий, способствующих сплочению коллектива ДЮСШ № 2.

Качественным показателем проводимой работы является рост уровня педагогического мастерства.

Тренеры-преподаватели ДЮСШ № 2 являются исследователями своей деятельности, умеют анализировать и прогнозировать образовательные результаты, обосновывать избирательные технологии и методики, способны обобщить свой опыт работы и программировать последующую деятельность.

       

 

 

 

        Проект «Материально-техническая база школы»

 

Эффективность реализации любой образовательной программы зависит во многом и от материально-технической базы, которой располагает учреждение.        Целью проекта является расширение и совершенствование материально- технической базы ДЮСШ № 2.

Задача:

-приобретение спортивного оборудования и инвентаря.

В ходе реализации программы будет вовлекаться максимально возможное число детей и подростков в систематические занятия спортом; значительно улучшится состояние здоровья детей, включая физическое; уменьшится количество правонарушений у детей, имеющих вредные привычки; увеличится число детей и подростков, вовлеченных в массовые физкультурно-спортивные мероприятия; повысится качество учебно-тренировочных занятий; повысится уровень квалификации тренеров-преподавателей; улучшится система методической работы школы, а также система взаимодействия (социального партнерства) ДЮСШ № 2 с различными общественными организациями и другими учреждениями образования; значительно пополнится материально-техническая и спортивная база школы.

Всё это и позволит повысить статус школы среди населения, а в частности детей и молодёжи. Коллектив ДЮСШ № 2 планирует продолжать работу по решению стратегических задач по следующим направлениям:

  1. Повышение результативности образовательного процесса:

— совершенствование нормативно-правовой базы ДЮСШ № 2;

— развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности ДЮСШ № 2 по реализации образовательных программ;

— создание единого информационного пространства в районе, мониторинг социального заказа на образовательные услуги спортивной школы;

— обеспечение социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки детей, особенно детей «группы риска»;

— поддержка и развитие массовых мероприятий с детьми Крымского района, формирование единого спортивного календаря массовых мероприятий;

— создание системы повышения профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров ДЮСШ № 2;

— материально-технической базы ДЮСШ № 2

  1. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы:

— отработка механизмов сетевого взаимодействия спортивной школы со школами, детскими садами и другими заинтересованными учреждениями, обеспечивающие привлечение в сферу дополнительного образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;

— использование информационно-компьютерных технологий в рамках единого образовательного и информационного пространства района;

— разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования педагогических работников, добившихся высоких результатов в своей работе;

— участие в соревнованиях различного уровня.

 

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Общий контроль над реализацией Программы осуществляет управление образования администрации муниципального образования Крымский район.

Осуществление мероприятий, предусмотренных Программой, позволит улучшить физкультурно-спортивную инфраструктуру Крымского района, сохранить рабочие места или создать новые, а также даст реальный шанс изменить состояние здоровья детей и подростков, повысить уровень их физической подготовленности, что повлияет на экономическое и нравственное оздоровление общества.

В целом программа развития МБУ ДО ДЮСШ № 2 города Крымска в системе дополнительного образования детей остаётся притягательной, как для учащихся самого разного возраста, так и для их родителей, педагогов